Представители Независимого топливного союза (НТС) высказали свое мнение по поводу заявления председателя Правительства России Дмитрия Медведева, который на совещании в кабмине еще раз напомнил российским вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) о соглашении по так называемой «заморозке» цен на моторное топливо.
Как вы уже знаете, нефтяники не стали откладывать в «долгий ящик» корректирование цен на бензин из-за повышения ставки НДС на 2% и роста акцизов в полтора раза и в январе дружно подняли розничные цены на топливо на АЗС.
Что будет дальше? Эксперты не исключают, что владельцы автозаправок будут и дальше рассматривать собственные интересы выше интересов государства и его граждан и взвинчивать цены на бензин. В НТС также рассматривают возможность повторения сценария мая 2018 года, когда цены на топливо на АЗС выросли за пару недель более чем на 10%.
А как же вероятность нарастания социальной напряженности, которой так сильно (хотя, видимо, не очень) опасаются власти? В этом случае операторы АЗС всегда могут реализовать хитрый маркетинговый ход — например, выставлять цену за... 0,5 литра бензина. 20 рублей — да это просто сказка! А если пойти еще дальше и указывать на стеле стоимость 100 граммов бензина и дизельного топлива?
Независимый топливный союз обращает внимание правительства на пагубность выбранного им пути: при сохранении текущей налоговой политики и повсеместной практики ручного управления в рамках стратегии «инфляция минус» цены на моторное топливо на внутреннем рынке будут расти всегда, несмотря на динамику мировых цен на нефть и крупнооптовых цен, напрямую зависящих от индекса экспортной альтернативы.
В розничной цене литра бензина и дизельного топлива доля налогов составляет порядка 60%. При этом, по мнению НТС, государство стимулирует экспорт сырой нефти и нефтепродуктов в рамках налогового маневра за счет постепенного обнуления экспортных пошлин и повышения налоговой нагрузки на внутренний рынок. Угрозы установить заградительные экспортные пошлины со стороны Правительства РФ в адрес ВИНК не изменят положения простого автомобилиста.
Парадокс ситуации заключается в том, что более монопольный оптовый сегмент работает в режиме свободного ценообразования, а более конкурентная розница — в директивном. Это, во-первых, создает ситуацию «поощрения непричастных» и «наказания невиновных», а, во-вторых, воспроизводит замкнутый круг, когда стоимость литра бензина на российских заправках растет независимо от того, растут или падают мировые цены на нефть.
Независимый топливный союз предлагает простой выход из создавшейся ситуации: отменить акцизы на топливо, обязать отечественные нефтяные компании реализовывать все производимые нефтепродукты через Санкт-Петербургскую Международную Товарно-сырьевую Биржу, а также привязать розничную цену к биржевым котировкам, установив предельно допустимые процентные наценки от крупнооптовой цены (30% на автомобильные бензины и 25% на дизельное топливо).
Эти меры, предпринятые в конце прошлого года, позволили бы обеспечить розничные цены на бензин АИ-92 на уровне 35 рублей за литр, причем без ручных настроек и постоянных совещаний в высоких кабинетах. Проблема же наполняемости дорожных фондов, которая так заботит Министерство финансов, вполне решается за счет существующих платных парковок, системы «ПЛАТОН», штрафов, взимаемых с подрядчиков за плохо построенные дороги, перераспределения части налога на прибыль, собираемого с АЗС и компаний-перевозчиков, а также транспортного налога.
Президент Независимого топливного союза Павел Баженов утверждает: если предложения НТС будут реализованы, цена литра бензина на АЗС снизится до 35 рублей. Правда, он, похоже, сам не верит в то, что это произойдет...
«К сожалению, в текущих условиях, никаких других вариантов не допустить роста цен на топлива, кроме пресловутых маркетинговых ухищрений, нет!», — заявил он.
Готовьтесь! 2 рубля за 100 миллилитров (или граммов) бензина марки АИ-92 — такая перспектива весьма реальна.