Вы слышали что-нибудь о «периоде охлаждения»? О, это такая полезная штука, которая действует с 2018 года и которая позволяет покупателю страховки отказаться от ненужной услуги. «Период охлаждения» специально придумали для того, чтобы обезопасить наших граждан от навязанных услуг. Вы оформляете ОСАГО, а вам в офисе страховой компании впарили еще и ДСАГО. Вы пришли домой, «пораскинули мозгами» и поняли, что полис ДСАГО вам на фиг не нужен. Что делать? Отнести его обратно. Страховая вернет деньги за услугу, от которой вы отказались.
Тот же вариант работает и в отношении каско. Не верите? «Период охлаждения» установлен указанием Банка России N4500-У от 21.08.2017 года «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования». Можете ознакомиться! Он действует минимум 14 дней. Страховые компании могут по своему усмотрению увеличить его, а вот снизить — нет.
А можно ли вернуть страховщику полис ОСАГО? Вопрос не праздный с учетом либерализации «автогражданки» (это раньше стоимость полиса ОСАГО можно было рассчитать на калькуляторе; теперь каждый страховщик может устанавливать свою базовую ставку в пределах тарифного коридора). Вчера я купил полис ОСАГО в одной «конторе», а сегодня мне предложили его в другой компании по более приятной цене...
От полиса ОСАГО отказаться нельзя. «Период охлаждения» действует, только если вы заключали договор как физическое лицо и покупали услугу добровольного страхования. Условия «периода охлаждения» обязательно прописываются в правилах страхования компании, в самом договоре страхования или дополнительном соглашении к нему — если такой информации нет, это нарушение закона.
Таким образом, «период охлаждения» для ОСАГО не предусмотрен. В случае с «автогражданкой» существует лишь возможность вернуть деньги за неистекший период страхования (п.п. 33 и 33.1 «Закона об ОСАГО»), если:
- у автомобиля изменился собственник (автомобиль был продан, но не по доверенности);
- автомобиль не подлежит восстановлению после ДТП или утилизирован;
- в случае смерти страхователя или собственника.
Чтобы воспользоваться «периодом охлаждения» (вернуть навязанную страховку продавцу), необходимо прийти в страховую компанию в течение установленного ею «периода охлаждения» и подать заявление. Важно: страховщики принимают отказ только в письменном виде. Вместо личного посещения можно ограничиться заказным письмом. Форма заявления свободная.
Договор перестает действовать в тот же день, когда страховая получила ваше заявление. Деньги вам обязаны вернуть в течение 10 рабочих дней с момента получения письменного отказа. Если страховой договор ещё не начал действовать, клиенту вернут полную стоимость полиса. А если начал, из неё вычтут часть суммы, покрывающую прошедшие дни действия страховки. Клиент вправе выбрать, как получить деньги: наличными в кассе офиса или безналичным переводом. Важно: если к этому моменту наступил страховой случай, деньги вам не вернут, даже если «период охлаждения» еще действует.
А если страховщик «встал в позу» и отказывается расторгать договор? В этом случае надо будет либо смириться, либо написать еще одну «бумагу» - жалобу в Центробанк. В этом случае достаточно письма по почте (на адрес регионального отделения ЦБ) или электронного письма через интернет-приемную Банка России.