Напомним, взимать плату с водителей можно лишь в том случае, если у платного участка дороги есть «дублер», предоставляющий автомобилисту выбор — либо платить и ехать быстро, либо не платить и стоять в пробках. Но в России есть территории, где дорог так мало, что строить новую бесплатную — накладно, а платную — закон не позволяет («дублера» нет).
Выход есть: подкорректировать законодательство так, чтобы правило «дублера» можно было обойти. Так, Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, который отменяет требование об обязательном наличии альтернативного бесплатного пути при использовании на платной основе автодороги или её участка. Документ распространяется не на всю Россию, а лишь на районы Крайнего Севера и приравненные к ним области.
Таким образом, в России могут появиться платные трассы, которые не предоставляют водителям право выбора — либо плати, либо... извини, дальше дороги нет!
Вы, конечно, можете возмущаться, но и власти тоже можно понять... Строительство новых и обслуживание действующих дорог в условиях Крайнего Севера обходится очень дорого. Для сооружения новых автодорог государство намерено воспользоваться частными инвестициями, отбивая расходы введением платных участков. Но строить для этого еще одну дорогу, дублирующую платную, — задача вообще непосильная. Какие дороги, когда в стране не хватает ракет и танков...
Вывод: для районов Крайнего Севера (пока только для него) надо сделать исключение — изъять требование о строительстве «дублера» для платной магистрали.
Разумеется, люди будут недовольны. Но и на это у авторов законопроекта, о котором идет речь, есть ответ. Платить будут не все. Такие трассы останутся бесплатными для владельцев частного автотранспорта и водителей маршрутных транспортных средств (автобусов). Кто же тогда будет платить? Правильно, владельцы коммерческого транспорта. А что это значит? То, что товары и продукты в труднодоступных районах страны, куда они завозятся исключительно большегрузным транспортом, вырастут в цене.
Важно: если бесплатный «дублер» все же отыщется, платить за пользование новой автомагистралью придется всем. Новое правило о платно-бесплатных автодорогах вступит в силу только по отношению к тем дорогам (участкам дорог), которые будут введены в эксплуатацию после того, как соответствующий закон будет принят.
На днях мы писали о том, что на дорогах России также могут появиться платные... выделенные полосы. Говорили также о том, что даже МКАД может получить платную «выделенку». Но власти столицы это сообщение опровергли.