Мой мотор
23.10.2019

Что такое «умный» светофор и как он работает?

Светофор
Обычный светофор работает по простейшей программе, которая не меняется в течение длительного времени (пока его вновь не решат перепрограммировать), - 10 секунд на красный, 20 — на зеленый (к примеру). Решение о том, сколько должен гореть «зеленый», а сколько «красный», принимает человек. В случае с «умным» светофором это за него делает компьютер.
Перерыв на рекламу

«Умный» светофор следит за трафиком и может подстраиваться под дорожную ситуацию - самостоятельно менять продолжительность красного или зеленого сигнала. Компьютер, подключенный к светофору, позволяет ему самостоятельно принимать решения или даже «советоваться» с другими светофорами по поводу дорожной обстановки. Программа дает возможность нескольким светофорам на одной улице действовать синхронно - «разгонять» движение, организовывать «зеленую волну», «растворять» пробки.

А это вообще возможно? Практика западных стран показывает: это не только возможно, но и крайне необходимо.

Но мы отвлеклись. Давайте разберемся, как работает «умный» светофор?

У «умного» светофора есть несколько режимов управления. Остановимся подробнее на каждом.

Локальный режим

В локальном режиме светофоры работают по заранее заложенной в них программе отдельно от других светофорных объектов. Как правило, это такие сценарии, как утренний «час пик», вечерний «час пик», день, ночь.

То есть, режимы переключения сигналов могут меняться, но лишь при смене времени суток — в утренний «час пик» светофор переключает сигналы так, а днем, к примеру, когда интенсивность потока спадает, - совсем по-другому.

Координированное управление

В этом режиме «умные» светофоры работают в координации друг с другом. Получается, что светофорные объекты (обычно это те, что расположены близко друг от друга) связаны между собой. Как правило, такая схема применяется на вылетных магистралях.

Синхронная работа (взаимодействие) светофорных объектов позволяет пропускать определенное количество автомобилей и поддерживать определенную интенсивность на участке дороги. В Москве такая программа работает, в частности, на Алтуфьевском, Варшавском шоссе, на Ленинском проспекте и по многим другим адресам. А вы не заметили? Разумеется, раз вы живете в Воронеже...

Адаптивный режим

Такие светофорные объекты самостоятельно мониторят дорожную ситуацию и адаптируются к ней на основании поступающих к ним данных. Получается, что у светофора есть «глаза»? Скорее, «уши»… Информацию о транспортном потоке такие светофоры получают с помощью индукционных петель или датчиков, вмонтированных в дорожное полотно на перекрестке. Это оборудование позволяет определять не только плотность потока, но и тип автомобиля, подъезжающего к перекрестку, в том числе выделять из потока общественный транспорт.

Зачем? Чтобы программа могла сразу включить трамваю зеленый свет - для его приоритетного проезда. Для автомобилистов такая схема тоже удобна. Когда нет необходимости пропускать общественный транспорт, светофор дает им право беспрепятственного проезда, а не «тормозит» красным светом раз в две минуты на 30 секунд (к примеру).

Централизованное управление из ситуационного центра

«Умному» светофору тоже нужен контроль. На дороге как и в жизни могут возникать ситуации, когда «одной головы» недостаточно. И тогда «вступает в игру» дежурная смена координационного центра (того же ЦОДД).

Специалисты, которые дежурят в ситуационном центре, взаимодействуют с ГИБДД, МЧС и другими городскими службами. При необходимости они вмешиваются в работу светофоров и с помощью ручного управления увеличивают фазы для наиболее загруженных направлений.

Просто информация

Вы когда-нибудь видели на дороге «умный» светофор? А он есть! Так, в Москве, например, из 40 тысяч светофоров 2,5 тысячи считаются «умными».

Кстати, не мешают ли санкции в отношении России развитию системы «умных» светофоров на дорогах страны? Нет, не мешают. «Умные» светофоры производят в России, на предприятиях Ростеха. Как утверждает производитель, он поставляет свою продукцию не только в Москву, но и в другие регионы.

 

Перерыв на рекламу

Раз в неделю мы знакомим более 3 миллионов подписчиков с самыми интересными статьями и предложениями из мира автомобилей

Отправляя данные с этой формы, вы принимаете условия Пользовательского соглашения
Подписаться на материалы
Закрыть
Закрыть

Регистрируясь на данной форме, я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие на обработку персональных данных.
Закрыть