Что будет, если не уступить? Последует непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений (помните диалог контрабандистов в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука»?), которую он все равно не услышит, или «неправильный» обгон – справа или по «встречке». Можно, конечно, нарваться и на «учителя» со всеми вытекающими (вплоть до выяснения отношений «на пальцах»), но это вряд ли. Человек, который куда-то спешит, отвлекаться на «разборки» не станет…
Впрочем, нас интересует не то, что может быть, а то, как интерпретируют такой поступок (непропуск моргающего фарами автомобиля) Правила дорожного движения (ПДД). Давайте разбираться.
Открываем Правила на странице, где есть пункт 9.4. В нем как раз указаны ситуации, относящиеся к опережению транспортного средства, движущегося по дороге с несколькими полосами в одном направлении (если полоса одна, уступить дорогу вы не сможете – некуда). Если речь идет о движении вне населенного пункта, водителям предписывается вести автомобиль по возможности ближе к правому краю проезжей части. Интересная деталь: в том же пункте говорится о том, что занимать левые полосы при свободных правых… запрещено.
Делаем первый вывод: если вы двигаетесь по левой полосе при свободной правой, а вас догоняет автомобиль, который при этом не нарушает скоростной режим, вам следует принять вправо и уступить ему дорогу. В противном случае, вы, получается, нарушаете пункт 9.4 ПДД РФ. Появившийся в зоне видимости наряд ГИБДД может в этом случае применить к вам часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ (Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона). Она гласит следующее: нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей. Понятно, что вы можете не уступать дорогу автомобилю, который хочет совершить опережение, в том случае, если нет возможности занять правую полосу (занята другими автомобилями).
Приведенное выше правило по поводу движения вне населённых пунктов актуально также и в населённых пунктах в случае, если дорога обозначена знаком «Автомагистраль» или «Дорога для автомобилей» или ней разрешается движение со скоростью более 80 км/ч.
Во всех остальных случаях во время движения в пределах населенного пункта водитель имеет право (пункт 9.4 ПДД РФ, второй абзац) занимать наиболее удобную для них полосу (читай, любую). В этом случае отвечать на требование идущего сзади авто уступить дорогу водитель более медленной машины не обязан. Может уступить, а может проигнорировать.
В том же самом пункте Правил (9.4 ПДД) прописаны также варианты движения на дорогах с тремя и более полосами в одном направлении. Правила в этом случае действуют как в населенном пункте, так и за его пределами. Читаем: «занимать крайнюю левую полосу на таких дорогах можно только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, для поворота налево или для разворота».
Если вы двигаетесь по дороге вне населенного пункта, то можете не уступать дорогу, если у вас нет такой возможности. А вот в населенном пункте правила, которое бы обязывало вас уступать дорогу кому бы то ни было, нет.
Что касается «мигания» фарами, такое действие в ПДД не прописано вовсе. Это своего рода особый «язык водителя», который вы можете знать, а можете не знать. Следование ему воспринимается исключительно как знак вежливости и в большинстве случаев повышает безопасность на дороге. Вместе с тем, никаких обязанностей с вашей стороны такой знак порождать не может. Более того, в подобных случаях водителю обгоняемого авто необходимо в первую очередь думать о ПДД, а не о правилах этикета.
Удачи на дорогах!