Пострадавший в ДТП водитель сделал все правильно: оформил европротокол, который сдал в свою страховую компанию. Страховая насчитала ему сумму возмещения, которую в установленные сроки отправила на его банковскую карту. И только спустя некоторое время выяснилось, что страховой полис виновника ДТП был просрочен на день аварии.
Кто должен нести ответственность за ошибку страховщика? Пострадавший в ДТП возвращать деньги не собирается. Во-первых, он свои обязанности по отношению к страховой компании выполнил. И, во-вторых, он уже отремонтировал автомобиль на страховые деньги. Свои он отдать не может — нет у него сейчас таких денег. Да и не хочет: с какой статьи?
Формально, возмещать ущерб пострадавшему в ДТП должен виновник аварии — это в том случае, если у него на момент аварии не было полиса ОСАГО. То есть, у страховой компании на основании пункта 1 статьи 11.1 ФЗ «Об ОСАГО» действительно отсутствовали основания для выплаты страхового возмещения пострадавшему в ДТП. Но как быть, если она выплатила его по ошибке?
Как утверждают юристы, страховая компания в данном случае может лишь попросить владельца добровольно вернуть полученную им страховую выплату. И если он откажется сделать это, у страховщика… не будет оснований для взыскания ее в судебном порядке.
Согласно статье 1109 ГК РФ часть 3, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Отсутствие оснований для возвраты страховой выплаты также подтверждает имеющаяся судебная практика.