Мой мотор
20.04.2017

Возмещение по ОСАГО. Ремонт или деньги?

Антикор порогов и днища
Ответ на поставленный в заголовке вопрос прост как «дважды два»: если автомобиль новый (до трех лет), а повреждения невелики, – ремонт, если старый (от пяти лет) – однозначно деньги. Давайте разбираться.
Перерыв на рекламу

Пройдет немного времени и та пора, когда вы могли выбирать, – ремонт или деньги – останется в прошлом. Страховщики «пробили» закон, который устанавливает преимущественное натуральное возмещение ущерба пострадавшего в ДТП перед денежными выплатами. Это означает, что в большинстве случаев при обращении в страховую компанию по поводу получения компенсации пострадавший в ДТП автовладелец получит направление на ремонт. Ушлые автоюристы, которые поджидают водителей прямо у дверей ГИБДД (там, где выдают справки о ДТП), должны стать историей.

Но пока этого нет, вопрос о выборе компенсации остается актуальным. Более того, в законе о приоритетном натуральном возмещении ущерба прописаны случаи, когда денежные выплаты все-таки еще возможны. Почему мы настаиваем на денежной компенсации ремонта автомобиля, который уже перешел из статуса «новый» в категорию «подержанный»? Все просто. В ходе ремонта на СТО на авто устанавливаются новые комплектующие (детали, узлы, элементы кузова и т.д.) вместо поврежденных – изношенных. Износ комплектующих – важный показатель, которым успешно пользуются страховщики на беду автомобилистам. А если вы ремонтируетесь у официального дилера, готовьтесь к тому, что он будет настаивать на установке оригинальных запчастей. Хорошо, конечно, но дорого!

Где «подстава»? В том, что разницу между новой деталью, установленной в ходе ремонта, и старой, снятой с машины, оплачивает… пострадавший (это прописано в законе).

При оформлении документов в страховой с вас наверняка попросят подписать бумажку о том, что вы «обязуетесь оплатить часть ремонта, связанную с износом комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, а также часть ремонта, не связанного со страховым случаем». Если вы успели сообразить, что к чему, вы можете поменять свое решение и взять деньги. А если нет…

Пример:

Водитель автомобиля Lada Largus, двигавшегося по второстепенной дороге, повернул налево на перекрестке, где его автомобиль столкнулся с автомобилем Ford Focus, двигавшемся прямо по главной дороге. Прибывшие на место сотрудники ГИБДД признали виновным водителя «Ларгуса» и выдали участникам ДТП необходимые справки, с которыми водитель «Фокуса» отправился в свою страховую компанию для получения компенсации по ОСАГО (прямое возмещение убытков).

Пострадавший в ДТП автомобиль выпущен в 2009 году. Автовладелец, не слишком искушенный в законодательстве, решил остановиться на натуральном возмещении ущерба – ремонте ТС. И был неприятно удивлен, когда страховая насчитала (включая работу) за поврежденную заднюю боковую дверь, порог и заднее крыло… 140 тыс. рублей (интересно, какой бы была сумма, если бы компенсацию заплатили деньгами). И все бы ничего, да вот только эксперты установили, что автомобиль, пострадавший в ДТП, имеет износ 46,27% (больше 50% нельзя – по закону). А теперь посчитайте, какую сумму должен компенсировать СТО автовладелец за ремонт его авто по страховому случаю…

А что виновник ДТП? Он вышел из ситуации без финансовых потерь – его Lada Largus был застрахован по КАСКО.

Вывод: за старый автомобиль, пострадавший в ДТП, надо брать деньги. В этом случае у вас будет возможность найти сервис и запчасти (включая б/у) подешевле. Если денег на восстановление авто категорически не хватает или повреждения такие, при которых лимит страховых выплат не покрывает всех расходов, в этом случае могут использоваться варианты привлечения к возмещению ущерба виновника ДТП – обратитесь к адвокату. Он поможет разобраться в финансовых вопросах и… возможных махинациях юридических лиц, которые заняты вопросами распределения денежных средств, потраченных на ремонт автомобиля.

Если автомобиль новый (вчера вы выехали из автосалона, а сегодня попали в ДТП, причем, не по своей вине), износ комплектующих в этом случае нулевой. А значит беспокоиться о том, что вам еще придется платить за то, что какой-то олух не умеет водить автомобиль (не знает ПДД), нет причин. Тем более, что автомобили до окончания гарантийного срока и выплаты за него кредита в банке, как правило, страхуются еще и по КАСКО.

Если вы думаете, что можете пойти на попятную – вернуться в офис урегулирования убытков вашей страховой и сказать, что передумали и хотите получить денежную выплату, не обольщайтесь… Наверняка, при оформлении документов в СК вы не глядя подмахнули листок, в котором написано, что вы «уведомлены о том, что после получения направления на ремонт, смена формы возмещения не допускается».

А еще с вас могут попросить подписать положение, при котором вы выражаете свое согласие на «возможное увеличение сроков восстановительного ремонта транспортного средства в связи с объективными обстоятельствами, в том числе технологией ремонта и наличием комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов)». Последнее делается для того, чтобы страховщик мог обезопасить себя от возможных претензий со стороны автовладельца.

Что касается автоюристов, из-за которых и начался весь этот «сыр-бор» с изменением законодательства, они, по их собственным словам, найдут возможность для продолжения бизнеса. Например, посоветуют клиенту до конца требовать денежного возмещения. Если он получит отказ, в этом случае можно подавать на страховую в суд за… незаконное обогащение. Для суда не имеет значения, что выгоду (неисполнение обязательств по возмещению ущерба автовладельцу с ОСАГО, пострадавшему в ДТП) страховая компания получила по вине самого клиента.

И последнее. Закон о преимущественном натуральном возмещении ущерба по ОСАГО будет действовать только для новых договоров ОСАГО. То есть, если вы перезаключите договор прямо сейчас, то сможете еще год работать со страховой по старой схеме. Впрочем, лучше будет, если делать этого не придется.

Безаварийной вам езды!

 

Перерыв на рекламу

Раз в неделю мы знакомим более 3 миллионов подписчиков с самыми интересными статьями и предложениями из мира автомобилей

Отправляя данные с этой формы, вы принимаете условия Пользовательского соглашения
Подписаться на материалы
Закрыть
Закрыть

Регистрируясь на данной форме, я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие на обработку персональных данных.
Закрыть