Собственно, ничего сверхъестественного не произошло. Минюст лишь утвердил на законодательном уровне сложившуюся ранее практику приема экзаменов на материально-учебной базе автошкол с использованием их учебных площадок и машин. В приказах МВД подробным образом прописан порядок сдачи экзаменов. ГИБДД проверяет, соответствует ли автошкола установленным требованиям. Например, учебная площадка, на которой проводится экзамен, должна быть размером не менее 0,24 га. За месяц до окончания срока обучения группы учеников автошкола должна направить в госавтоинспекцию соответствующую заявку. В ГИБДД проводят новую проверку, но теперь уже не условий, предоставляемых автошколой ученикам, а их самих – нет ли у кандидатов в водители противопоказаний к управлению транспортным средством, не имели ли они права ранее, но были лишены их по каким-то причинам.
Как сообщает «Коммерсантъ», документы, о которых идет речь, были разработаны еще в прошлом году. В начале 2017 года их подписал глава МВД, после чего они были направлены в Минюст. В начале мая в ведомство обратилась Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ), с просьбой ускорить их согласование и утверждение.
Действительно, новые правила должны упростить сдачу экзаменов – сдавать на права на машине, к которой привык, лучше, чем на незнакомой, предоставленной ГИБДД. Между тем, не все так однозначно. Президент МААШ Татьяна Шутылева, ссылаясь на первоначальную версию приказа, напоминает, что риск того, что граждан по требованию автоинспектора будут отправлять сдавать на права за 100–120 км от места обучения, сохраняется.
«Все ожидали, что появятся прозрачные правила игры, нормативно закрепленное партнерство между автошколами и ГИБДД, но этого нет», - заявляет глава МААШ.
Есть еще одна проблема, которая связана с выдачей заключений ГИБДД о соответствии материально-учебной базы и согласовании программ обучения автошкол. Без этого документа образовательная лицензия не действует.
«Автошколы постоянно получают новые заключения взамен старых, - сообщает Шутылева. - Если процесс остановится, инспекторы на местах не смогут выдавать документы, у них нет инструкций. Автошколы не могут осуществлять образовательный процесс без заключений, а ГИБДД не может допускать на экзамены кандидатов в водители, если они учились в автошколах, нарушающих установленные требования. Пока этого мы не наблюдаем, но риск серьезных сбоев в ранее отлаженном процессе высок».
Ранее МААШ обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с предложением – рассмотреть возможность установления минимальной цены на обучение водителей в автошколах. Другая организация - «Гильдия автошкол России» - в свою очередь, вышла с инициативой о разделении учебных методик на программы для «любителей» (тех, кто не имеет права работать по найму) и «профессионалов» (двухуровневая система).