Координатор общества "Синие ведерки" (ОСВ) Петр Шкуматов обратился от лица автомобилистов страны в Министерство финансов, попросив чиновников оборудовать бензоколонки фискальными устройствами. Так общественники хотят защитить население от обмана на российских АЗС. А есть ли еще какие-нибудь способы поймать за руку недобросовестного оператора?
Собственно, история про недолив бензина на автозаправках ходит в стране так же давно как анекдот про утро на подводной лодке. Идут годы, десятилетия, но ничего не меняется. Кроме страшных цифр о том, что на недоотпущенном бензине заправки зарабатывают огромные деньги - до 300 млрд рублей в год по последним прикидкам.
«Со мной случился неприятнейший инцидент, - поведал свою версию происходящего господин Шкуматов. – Мне не недолили топливо на заправке. При этом если большинство заправок грешат на 1–2 л, на той АЗС, на которой заправлялся я, мне недолили около 10 л. Я вызвал полицию и в течение четырех часов разбирался с ситуацией. Оказалось, что обычный водитель даже с помощью полиции не может сделать ровным счетом ничего».
Ничего нельзя сделать
По словам координатора ОСВ, водитель не может доказать очевидный факт обмана и мошенничества даже когда в бак его автомобиля налили топлива больше (якобы), чем его физический объем. И причин для этого несколько.
- Бак у автомобиля и топливная система не сертифицированы на измерение объема;
- нет никаких юридически значимых доказательств по факту наличия топлива в баке на момент начала заправки;
- аналоговая стрелка индикатора уровня топлива на приборной панели не показывает точного значения объема в баке.
Вывод: заправщики могут дурить клиентов как им заблагорассудится. Нет, всегда одинаково. Шкуматов объясняет схему, как на заправках обманывают автомобилистов.
Как они нас дурят?
- В подкручивании топливораздаточной колонки (ТРК) нет необходимости. Она отмеряет правильный объем топлива, и их на этом не поймаешь.
- Махинации осуществляются на уровне программного обеспечения. Автомобиль подъезжает на заправку, водитель заказывает 20 л топлива. Оператор указывает в программном обеспечении также 20 л топлива. В свою очередь, модифицированное программное обеспечение заливает в бак 18 л. На индикаторах же отображается 20 л, то же самое показано и в чеке.
- Доказать факт обмана на месте нет возможности (см. выше).
- Чтобы доказать факт массового обмана, надо выкачать весь резервуар на АЗС и измерить его объем, а потом сравнить сумму по чекам, сколько бензина было продано. Кто-нибудь когда-нибудь этим занимался?
- Эту схему невозможно вскрыть и путем измерения объема топлива, которое выдает топливораздаточная колонка. Колонка на самом деле выдает правильный объем (см. выше). Приплюсовка идет потом в чеке с использованием модифицированного программного обеспечения.
В связи с вышеизложенным Шкуматов считает: для решения сложившейся проблемы необходимо оборудовать топливораздаточные колонки фискальными счетчиками. Поддержать эту идею он как раз и просит Минфин.
Как победить?
Шкуматов настаивает на том, что колонка должна «помнить», сколько литров она выдала в конкретной заправке конкретного автомобиля. После заправки устройство с фискальной памятью должно печатать фискальный топливный чек для водителя, сколько литров ему было реально заправлено в бак. Это поможет полностью ликвидировать мошенническую схему на уровне ПО оператора колонки, когда вместо заправленных 18 литров в чеке показывается 20 литров.
Что думают эксперты?
А вот президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша считает, что фискальные счетчики не спасут от обмана. Согласно правилам технической эксплуатации заправок, на них установлены минимально допустимые погрешности — это порядка 50 мл на 10 литров. Все колонки внешне проверены, и формально всё правильно. К тому же даже если установить фискальные регистраторы, то владельцы заправок также смогут подкручивать их показания в свою пользу.
Председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев считает, что проблема недолива бензина возникает на четверти АЗС. Причем в 80% случаев это мелкие несетевые АЗС, расположенные в некрупных городах. А вот в Москве и Московской области проблем с недолитым бензином в три раза меньше, чем в других регионах.
Чтобы не допустить обмана, каждый автомобилист может попросить предоставить ему мерник. На любой АЗС он должен быть. И если будет несоответствие, то необходимо вызывать Роспотребнадзор и требовать провести проверку.
При этом, по словам Канаева, максимальный недолив на заправках в Москве составляет 5 г с одного литра. И это делается осознанно – но не потому, чтобы обмануть клиента, а чтобы избежать недосдачи. Просто в бензине используются эфиры, которые быстро испаряются.
Юрист Константин Питаев нашел еще один способ борьбы с недоливом: самый «душный» и не вполне, так сказать, экологически безопасный. Во-первых, по мнению Питаева, надо заправляться самому, а, во-вторых, делать с помощью… канистры точного объема.
Что делать, если вам недолили?
Заподозрив АЗС в недоливе топлива, необходимо незамедлительно обратиться в полицию. Дежурная группа на месте зафиксирует все следы, чтобы доказать вину АЗС.
Если же обратиться в органы не сразу, то на заправке уже ничего не докажешь. И топливная аппаратура будет перенастроена, и персонал будет отрицать абсолютно всё.
Существуют два однозначных способа доказать недолив топлива: при наполнении канистры определенного объема, когда точно известна ее вместительность, и при заправке полного бака автомобиля, если клиент знает, что объем бака составляет 50 л, а по данным АЗС уже влито 55 л.
Самый действенный способ проверить точность отпуска топлива — это провести контрольный замер мерным ведром — метроштоком. Его должны предоставить клиенту по первому требованию на любой АЗС. Если обратиться к закону, то данные деяния подпадают под статью 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей» (максимальный штраф для юрлиц за обсчет покупателя 50 тыс. рублей) или статью «Мошенничество» УК РФ.
Из Минфина в Роспотребнадзор
В Министерстве финансов Шкуматова переадресовали в Роспотребнадзор. В пресс-службе министерства пояснили, что обращение общества касается защиты прав автовладельцев от вероятных случаев обмана со стороны автозаправок.
Речи не идет о возможности неправомерных действий заправок в отношении бюджета, например их частичного ухода от налогообложения. Поэтому данная тема касается только защиты прав потребителей, а это зона ответственности Роспотребнадзора, а не Минфина России.