У системы «ЭРА-ГЛОНАСС» большие возможности. И не только те, что связаны с подачей сигнала экстренным службам во время ДТП. Она также может использоваться для контроля поведения на дороге злостных нарушителей ПДД.
Как рассказал заместитель директора службы по развитию НП «ГЛОНАСС» Евгений Мейлихов, для этого должны быть созданы специализированные навигационно-связные устройства, которые могут устанавливаться на автомобили нарушителей по решению суда или иных уполномоченных органов.
«Такое решение создает условия для появления целого нового класса наказаний для нарушителей ПДД — например, условное лишение водительских прав или постоянный контроль скорости движения для водителей, которые были уличены в неоднократном или значительном превышении установленного скоростного режима, - рассказал Мейлихов. - Конечно, это нововведение потребует разработки соответствующего законодательства».
По словам чиновника, практика наказания с использованием электронных браслетов доказала свою эффективность - для государства, общества и самих нарушителей. Сегодня появилась возможность распространить эту практику и на автомобильный транспорт.
«Браслет для водителя» будет сертифицироваться как средство измерений, оно будет защищено от взлома и отключения, будет постоянно подключено к сети связи, кроме того, он будет обладать повышенной точностью навигационных измерений. Терминалы ЭРА-ГЛОНАСС, которые с 2017 года станут обязательными для всех новых автомобилей, такими требованиям не удовлетворяют и для этих целей применяться не могут. Они подключаются к сети связи только в момент аварии или нажатия водителем тревожной кнопки. Но инфраструктуру ЭРА-ГЛОНАСС в таком проекте можно и целесообразно использовать: она работает на всех дорогах страны, сопряжена с информационными системами ГИБДД, имеет собственную сеть сотовой связи с максимально возможным покрытием и имеет ряд других конкурентных преимуществ для решения подобной задачи.
«Но пока это только идея, самое предварительное обсуждение, - подчеркнул чиновник. - Практических шагов нет, как и экономического обоснования, расходы на разработку и производство такого специализированного оборудования, его поверку, установку и снятие с автомобиля будут на государстве. Технических проблем в части оборудования или инфраструктуры я не вижу. Проблемы тут в основном и главным образом правовые и регуляторные».
Мейлихов также подчеркнул, что реализация данного проекта – это шаг «за» автомобилистов, а «не против» них.
«Например, совершено нарушение ПДД, за которое сегодня предусмотрено наказание в виде лишения прав. – сказал эксперт. - Но с помощью новой технологии появляется возможность для водителя, если это, например, его первое грубое нарушение, по решению суда сохранить ему возможность управления автомобилем, но установить за ним наблюдение. Водителю как бы дается условное наказание, но при этом постоянно отслеживается, как он управляет автомобилем, не продолжает ли он нарушать правила».
И последнее. Если такая модель контроля будет принята, устройства слежения будут принадлежать не собственнику автомобиля, а уполномоченной государственной организации - это снимет правовую коллизию о «несвидетельствовании против себя».