Говорят, что ремонтировать автомобили по гарантии дилеры автомобильных марок, приостановивших деятельность в России, больше не будут. Может, и хотели бы, да не смогут — нет поставок запчастей. Между тем, подписывая договор с покупателем автомобиля, автопроизводитель (дилер или дистрибьютор в его лице) обязался осуществлять его гарантийный ремонт и обслуживание. Нарушение обязательств является законным основанием для обращения в суд.
Как сообщили «Известия», первые разбирательства уже начались. Более того, Роспотребнадзор поддержал общественников и заявил о своем согласии участвовать в процессах как госорган. Есть ли у истца возможность вернуть зарубежный автопром в Россию или, по крайней мере, заставить его выполнять (платить) возложенные на себя обязательства на территории нашей страны?
ОПИ предъявила иски о защите прав неопределенного круга потребителей против крупнейших автоконцернов, в числе которых Volkswagen, Mercedes-Benz, General Motors и Toyota Motor, еще в марте 2022 года. Претензии истец выдвигает к отечественным юридическим лицам — импортерам продукции и запчастей к ней. Так, например, в случае с Toyota иск подан в отношении ООО «Тойота Мотор».
По словам главы ОПИ Олега Павлова, основное требование к автопроизводителям - прекратить исполнение санкций и возобновить поставки всей номенклатуры продукции. Так, в исковом заявлении к ООО «Тойота Мотор» истец указал на незаконное прекращение компанией поставок автомобилей, запасных частей и деталей. В итоге потребители лишились возможности реализовать свое право на безвозмездное устранение производственных недостатков, замену автомобиля, а также на его техническое обслуживание и ремонт.
Также есть ходатайства об аресте счетов и имущества компаний, чтобы обеспечить интересы потребителей. Но главное — все-таки заставить иностранцев вернуться на российский рынок.
Между тем, сами автопроизводители не считают себя виноватыми в том, что происходит на российском авторынке. Линия их защиты предельно проста: они не отказываются от ремонта, сервисного обслуживания и других операций в отношении проданных в РФ автомобилей. Если есть такая необходимость, обращайтесь к дилеру — никто вам в этом отказать не может.
А отсутствие запчастей компании объясняют не тем, что они запустили санкции, выступив (по своей воле или вопреки желанию — не важно) против проведения специальной военной операции на Украине, а… форс-мажорными обстоятельствами — глобальным сбоем в поставках запасных из-за серьезных нарушений логистических цепочек поставок.
Эксперты считают, что закон «О защите прав потребителей» в такой ситуации полностью на стороне российских автовладельцев. На худой конец, дилеры могут ремонтировать автомобили с помощью запчастей, поставляемых в страну по альтернативным каналам или от поставщиков, выпускающих неоригинальную продукцию. Однако в этом случае у автопроизводителей будет больше шансов выигрывать дела против потребителей, использующих «параллельный» или любой другой импорт без согласия с ними. Более того, при использовании неоригинальных запчастей при гарантийном ремонте дилерские сервисы просто не смогут направить счет за гарантию представительству бренда. Он просто откажется платить.