Возьмем один из примеров, который нам попался на глаза буквально на днях. Автор поста нарисовал и опубликовал на форуме следующую схему:
Разъяснений по поводу того, откуда она взялась, и есть ли на белом свете реальный участок дороги, которому она соответствует, нет. Под картинкой только один вопрос: у кого из водителей («А» или «Б») приоритет проезда перекрестка?
На самом деле, такие «задачки» для водителей нам кажутся очень полезными. Независимо от того, возможна ли такая ситуация в реальной жизни или нет, участники дискуссии начинают «напрягать мозг», а кому-то из них, очень может быть, даже придет в голову идея заглянуть в ПДД. Освежить в памяти Правила дорожного движения полезно для любого водителя; таким образом, подобные посты в Сети несут в себе важную функцию – обучающую.
Комментарии к подобным постам всегда очень интересны и занимательны. Quot homines, tot sententiae (сколько людей, столько и мнений, - римский драматург Публий Теренций)… Одни участники дискуссии говорят одно и приводят в доказательство своих слов конкретные пункты Правил, другие – совсем другое, при этом ссылаются уже на другие пункты ПДД. Но есть и те, кто делает однозначный вывод: ПДД несовершенны – это чиновники виноваты в том, что мы тут все перессорились, выясняя, кто прав.
На самом деле ПДД не могут учесть все возможные ситуации, которые встречаются на дороге и, тем не менее, с помощью «Волшебной книги» можно объяснить любую из них. Не одним конкретным пунктом, так их комбинацией. И если на дороге возникает необъяснимая ситуация, виноватыми в этом случае становятся не Правила дорожного движения, а те, кто не так провел разметку, не там поставил дорожный знак или просто неправильно трактовал тот или иной пункт Правил.
Вернемся к нашей ситуации. В пункте 13 Правил дорожного движения (Проезд перекрестков) нет ни слова, относящегося к правилам проезда «кривых» перекрестков (с разным количеством полос в попутном направлении, со смещением). Но есть другие позиции, которыми необходимо следовать в подобных случаях. Более того, если за перекрестком вдруг пропадает полоса, в реальной ситуации это должно быть отражено на знаках перед перекрестком. Так, подъезжая к нему, водитель, скорее всего увидит перед собой знаки 5.15.1 (направления движения по полосам) или 5.15.2 (направления движения по полосе), входящие в раздел «Знаки особых предписаний» (Приложение 1 к ПДД). В нашем случае они есть, но… не те.
Вывод: ситуация, приведенная на схеме, в реальной жизни случится едва ли (хотя чем черт не шутит!). В противном случае, у водителей есть все основания жаловаться в ГИБДД на то, что их ввели в заблуждение. А какие знаки правильные? Те, что со смещением (см. пример ниже).
Мы, надеемся, смогли вас убедить в том, что ситуация, приведенная на схеме, в реальной жизни маловероятна. И все же… Предположим, что есть в городе N именно такой перекресток, перед которым висят именно те знаки, что указаны на схеме. У какого водителя будет приоритет в движении?
Мнения наверняка разделятся. Мы выступаем за приоритет в отношении водителя на автомобиле «Б». Как же так? Он ведь перестраивается. А при перестроении водитель должен пропускать попутные авто, движущиеся прямо (по той полосе, которую он хочет занять). Да, в ПДД говорится именно так. Но есть в данной ситуации одна «закавыка». Дело в том, что водитель на автомобиле «Б» не перестраивается, а смещается. А перестраивается как раз водитель «А». Так что, если случится вдруг авария, ему и отвечать…
Почаще заглядывайте в ПДД! Удачи на дорогах!