Мой мотор
31.08.2016

Тень на обочине. Как часто ошибаются дорожные камеры?

Фотография нарушения ПДД камерой фотофиксации
История, в которой тень от автомобиля стала злостным нарушителем ПДД, только на первый взгляд выглядит уникальной. Как только водитель внедорожника Honda Евгений Фирсов превратился в звезду государственного масштаба (правда, всего на 2-3 дня), в редакции телеканалов и интернет-изданий стали обращаться водители с аналогичными историями. Вы не поверите, но подобные сбои дорожных камер оказались массовым явлением.
Перерыв на рекламу

Фото с камеры фиксации нарушений ГИБДД

Обо всем по порядку. Столичный автомобилист выложил на «Драйве» присланный на его адрес штраф за пересечение сплошной линии, при этом на фото четко видно, что никакого нарушения нет, просто тень от машины немного «вылезла» за линию разметки. Камера не разобралась, а инспектор ГИБДД в столичном центре ЦАФАП «подмахнул» распечатанное постановление не глядя. Интернет взорвался, центральные каналы отметились сюжетами, а в ГИБДД поспешили аннулировать штраф с автомобилиста, сославшись на уникальность ситуации. Еще бы! Ведь подобная жалоба, по их собственным словам, приходит к ним впервые…

Так ли это? Уже на следующий день СМИ распространили еще несколько похожих историй. В одном случае владелец внедорожника марки Mitsubishi жалуется на аналогичный прокол камеры фотофиксации, которая «повелась» на тень от его авто. В другом и вовсе причиной нарушения стал блик от света фар автомобиля на мокром асфальте.

В распоряжении «Газеты.Ru» оказались снимки еще из нескольких административных материалов, где доказательства нарушений далеко не очевидны. Так, один из них был составлен в отношении автовладельца из Москвы, который якобы повернул налево не из крайнего ряда, как предписано разметкой.

Фотография нарушения ПДД камерой фотофиксации

Камера поймала «нарушителя» — черный Infiniti - на дублере Третьего транспортного кольца при съезде на 1-й Кожуховский проезд. При этом на одном из снимков видно, что комплекс ошибочно принял за Infiniti едущий вдалеке по второй полосе другой автомобиль. Даже с учетом низкого качества фото можно заметить, что в желтый квадрат попала машина, и по габаритам, и по цвету кузова не совпадающая с Infiniti.

Примечательная деталь: в последнем случае «нарушитель» не хотел оспаривать наказание. И не потому, что согласился с ним, а просто посчитал, что это будет не просто – не захотел связываться. Но на фоне последних событий передумал.

Еще один автомобилист из Москвы прислал полученное им штрафное постановление за езду по выделенной полосе для общественного транспорта, которое сейчас пытается обжаловать. На снимке видно, что его автомобиль не находится на «выделенке». Однако на фото из постановления красным отмечена траектория, по которой якобы проехал нарушитель через секунду после того, как комплекс сделал снимок. Автовладелец же отмечает, что по изображению на фото ясно видно, что автомобиль успеет перестроиться в разрешенном месте, не выезжая на «выделенку», что он и сделал.

Фотография нарушения ПДД камерой фотофиксации

А вот еще одна забавная ситуация. Камера поймала водителя, съехавшего на обочину. Он действительно сделал это, но лишь после требования об остановке со стороны сотрудника ГИБДД.

Фотография нарушения ПДД камерой фотофиксации

Сотрудник крупной компании, занимающейся установкой дорожных камер, рассказал, что примерно каждое десятое зафиксированное автоматическими комплексами нарушение, связанное с расположением транспортного средства (ТС) на проезжей части, является ошибочным и отбраковывается в ЦАФАП. Но какую-то часть сотрудники ЦАФАП пропускают, вот почему автовладельцы получают такие курьезные штрафы.

«После того как водители стали меньше нарушать, а на штрафы ввели 50-процентную скидку, столичные власти попросили производителя комплексов доработать их функционал, чтобы они могли фиксировать больше нарушений, в том числе и пересечение сплошных линий разметки, — говорит спец. — Никаких тестов, по сути, не проводилось, и в итоге доработки оказались сырыми».

Собеседник отмечает, что нарушение должно быть доказано снимками, на которых можно различить номер ТС. В примере с Infiniti это должны быть как минимум два снимка, а номер машины должен читаться на обоих. Но проблема в том, что эти комплексы не могут считывать номерной знак на расстоянии 300 м. Поэтому комплекс просто ведет объект издалека, а потом, когда он оказывается ближе, фиксирует номер. Но тот ли это объект или уже другой, мы не знаем. То, что там линией обозначена траектория, это не доказательство.

Экс-гендиректор НПО «Призма» Сергей Ласкин поясняет, что в незаконных штрафах, которые стали приходить московским автомобилистам, виноваты программисты, написавшие алгоритм фиксации новых нарушений.

«В данном случае, судя по всему, система фиксирует габарит объекта, поэтому может сфокусироваться в том числе на тени от него или отблеске фар, - сказал он. - Вместо этого можно было бы настроить систему на идентификацию номерного знака автомобиля. Это решаемая задача. Вопрос в другом: как же так получилось, что комплексы не проходили испытаний — сразу стали ставить эксперименты на людях».

«Если это ошибка алгоритма распознавания объектов — таких неправомерных штрафов должны быть сотни, — уверен координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. — Если у водителя нет записи с видеорегистратора, то доказать он ничего не сможет. Хотя ставить автомобилиста в такое положение неправильно — в случае с такими нарушениями ему должна отправляться их видеозапись. Но проблема в том, что камеры не записывают нарушение на видео (хотя в своих материал мы часто называем их комплексами видеофиксации – прим. «Мой Мотор»)».

По словам члена рабочей группы по разработке госстандартов фотовидеофиксации Григория Шухмана, эти случаи не ошибки, а особенности комплексов, которые нельзя исключить на уровне программного обеспечения.

«Выявить ошибки может только вторичный контроль — проверка человеком, — рассказал Шухман. — Поэтому решение тут одно — увеличивать численность персонала ЦАФАП, который исследует материалы, с введением ответственности должностных лиц за допущенные ошибки. По факту текущая система работы с материалами автоматической фиксации нарушает базовый принцип КоАП — всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Должностные лица, не делая этого, грубейшим образом нарушают закон».

Штрафы ГИБДД

Напомним, расширенный функционал дорожных камер начал внедряться в столице в прошлом году. Сейчас в Москве работают более 20 комплексов, которые фиксируют пересечение сплошной разметки: заезд за стоп-линию, поворот не из крайнего ряда, проезд по реверсивной полосе на запрещающий сигнал и движение по обочине.

В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) ранее отмечали, что всего лишь за одну неделю работы в тестовом режиме одна камера, установленная на съезде с Третьего транспортного кольца на Варшавское шоссе, зафиксировала около 2,8 тыс. нарушителей, поворачивающих не из своего ряда. «Это хороший показатель для старта, это значит, что люди научатся и перестанут так ездить», — прокомментировал нововведения глава ЦОДД Вадим Юрьев.

По инициативе ЦОДД камеры в Москве вскоре могут начать фиксировать движение с выключенными фарами и выброшенный из автомобиля мусор.

  Источник: gazeta.ru

Перерыв на рекламу

Самое популярное

Раз в неделю мы знакомим более 3 миллионов подписчиков с самыми интересными статьями и предложениями из мира автомобилей

Отправляя данные с этой формы, вы принимаете условия Пользовательского соглашения
Подписаться на материалы
Закрыть
Закрыть

Регистрируясь на данной форме, я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие на обработку персональных данных.
Закрыть