Осенью прошлого года Центробанк по настойчивой просьбе страховых компаний поднял цены на полисы обязательного автострахования на 23-30%, в апреле 2015-го - еще на 40-60%. В результате, за первые три квартала количество реализованных в России полисов ОСАГО сократилось на 8 процентов. Кто в итоге выиграл, а кто проиграл от поднятия цен на страховку?
Итак, на 1 октября 2015 года число заключенных договоров ОСАГО снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,48 млн (информация от Российского союза автостраховщиков). Задумайтесь: 2,5 млн водителей в стране решили отказаться от покупки полиса. Сколько из них являются законопослушными гражданами и не решаются сесть за руль, когда у них нет официальной страховки? А сколько человек польстились на предложения мошенников, реализующих через Интернет поддельные полисы?
По данным РСА, рынок оборота полисов ОСАГО в России составляет 42 млн штук. В качестве объективного фактора, характеризующего снижение числа проданных полисов ОСАГО, выступает сокращение автопарка и отказ ряда автомобилистов от управления транспортным средством. Главная причина – экономический кризис. Люди отказываются от эксплуатации второго автомобиля в семье и на период его простоя – от страховки. Вполне возможным является увеличение числа автовладельцев, которые предпочитают покупать сезонный полис. В числе отказавшихся от ОСАГО много закрывшихся юридических лиц.

Но самые неприятные факторы для страховщиков, желающих заработать, – это рост числа водителей, приобретающих поддельные полисы ОСАГО (по неофициальным данным, таких на данный момент – порядка одного миллиона), и тех, кто просто не стал страховаться из роста тарифов и снижения доходов.
Тенденцию рынка легко проследить на примере крупнейшего игрока на российском рынке автострахования – ОАО «Росгосстрах», на которое приходится до 40% продаж. За девять месяцев СК сократила свой портфель почти на 830 000 договоров. За девять месяцев «Росгосстрах» направил 65 заявлений в правоохранительные органы по фактам реализации поддельных полисов. Полиция возбудила 22 уголовных дела и привлекла к ответственности по обвинению в совершении мошенничества 11 человек.
Продажи автомобилей в России сократились в сентябре текущего года на 28,6%. При этом автопарк машин (как легковых, так и грузовых) в стране не уменьшился. Наоборот, вырос на 1% по итогам девяти месяцев; до конца года его рост составит 2%.
А вот реальные доходы россиян, по данным Росстата, действительно упали за девять месяцев текущего года на 3,3%, средняя зарплата упала на 9,0%. А вот тарифы на ОСАГО, как уже было сказано выше, за последний год повышались дважды. Последний раз тарифы выросли на 60%. У страховщиков была возможность работать в корридоре цен, но, как водится, они решили поднять тарифы по-максимуму. Помимо роста тарифов, Центробанк скорректировал территориальные коэффициенты для Камчатского края, Республики Адыгея, Мордовии, Чувашии, Марий Эл, Мурманской, Амурской, Воронежской, Ульяновской, Курганской и Челябинской области.

В РСА настоятельно не рекомендуют (странно, если бы было иначе) покупать поддельные полисы ОСАГО. Экономя несколько тысяч на страховке, автомобилисты наказывают себя в несколько раз больше, когда приходит время получать компенсацию за разбитый не по их вине автомобиль. Более того, поддельный полис инспектором ГИБДД приравнивается к его отсутствию, а это дополнительный штраф (правда, не очень большой – всего 800 рублей). Автовладелец, приобретая поддельный полис, кроме того, теряет свою страховую историю (отсутствие полиса обнуляет накопленные ранее скидки за безаварийную езду).
И, наконец, в ГИБДД пообещали, что ближайшем будущем камеры фото- и видеофиксации научатся отслеживать транспортные средства, водители которых не стали тратиться на страховку либо приобрели поддельный полис ОСАГО. Не хотите тратиться на штрафы, звоните страховому агенту. Или ходите пешком…