Как сообщает «Парламентская газета», с 2020 года количество жалоб в Центробанк на отказы страховых компаний в заключении договора ОСАГО выросло в шесть раз. На самом деле, их значительно больше: кто-то решает вообще не брать ОСАГО, другие идут на кабальные условия от тех, кто милостиво согласился застраховать машину.
Как следует из статистики ЦБ, с 2020 по 2022 год по продукту ОСАГО в Банк России поступило более 99 тысяч жалоб, из которых 12,8 тысячи были признаны обоснованными. Самое большое количество обращений касалось отказов в заключении договора автогражданки: в 2020 году их было 655, в 2021-м — 2538, а в 2023-м — уже 4084. Это почти десять процентов от всех обращений по данной тематике.
С проблемами сталкиваются наши граждане и при оформлении электронного полиса. Если три года назад о технических сбоях на сайте страховщика регулятору сообщили 102 человека, в 2022 году рассматривалось уже 718 таких обращений. Еще 548 человек жаловались на якобы ошибки при вводе данных, а в 447 случаях введенная информация не совпадала со сведениями Российского союза автостраховщиков (РСА). Зафиксированы случаи невозможности введения кода для проверки данных и сообщений о технических сбоях на сайте компании — поставщика услуг.
Почти четыреста человек пожаловались в ЦБ на навязывание дополнительных услуг при попытке оформить полис ОСАГО. Поступали также обращения о невозможности получить полис в Крыму и Севастополе, получали отказы беженцы из Украины, ДНР и ЛНР (в разных регионах).
Излишне говорить, что информация, полученная от ЦБ, будет проанализирована и будут (мы надеемся) приянты соответствующие меры (включая совершенствование законодательства в сфере ОСАГО). Однако проблема эта возникла не вчера и ответы на поставленные вопросы можно дать сразу сейчас.
Главная причина, почему страховщики отказывают в оформлении ОСАГО, - это жадность. Некоторые случаи (только что получивший права водитель на старой «развалюхе») они считают высокорисковыми, поэтому ищут любые предлоги и способы, чтобы отказать в заключении договора. А иногда и не ищут. Говорят «нет», после чего обескураженный автомобилист идет к другому страховщику.
Собственно на этом можно было и остановиться. Важно помнить: полис ОСАГО является обязательным документом, без которого движение по дорогам запрещено, поэтому страховщики не имеют права ни отказывать в его оформлении, ни навязывать при этом дополнительные услуги. Есть только одна правомерная причина, по которой страхователь может получить отказ — неполный комплект документов или некорректно заполненные формы. Бороться с так называемыми «сбоями» на сайте сложнее. В этом случае придется ехать в офис.
Что делать? Жаловаться. Сначала к руководству страховой компании, потом в РСА, Центробанк и другие контролирующие органы.
Что касается очень высокой стоимости ОСАГО, доказывать что-либо бессмысленно. В течение последних лет регулятор расширял коридор базовой ставки при расчете стоимости полиса. Благодаря этому страховщики имеют формально право «выкатить» водителю максимальный тариф. Что они и делают.