В России все обстоит иначе – с точностью до наоборот. Большие неповоротливые джипы и седаны бюджетного и бизнес-классов практически полностью вытеснили с наших дорог маленькие автомобильчики. Заглянем в каталог ежегодной премии «Автомобиль года в России». Что мы видим? Если исключить из списка экзотические «Смарты» и Fiat 500, остаются лишь Ravon R2 и Kia Picanto. Автомобили одного уровня, но разной ценовой категории.
Узбекский Ravon R2 – это Chevrolet Spark предыдущего поколения. Главной его особенностью является автоматическая АКПП на четыре ступени – старый японский «автомат» Aisin с гидротрансформатором, отличающийся предсказуемостью действий и высокой надежностью. Примечательно, другой трансмиссии в составе Ravon R2 на российском рынке нет. Ручного переключения передач (как, например, на Ford Focus II) здесь не предусмотрено, зато есть «понижайка» (L) и особенный режим – так называемый промежуточный», соответствующий на панели положению «I». Последний предполагается использовать при движении «с горки», по извилистым дорогам, во время буксировки прицепа. На подъемах он обеспечивает необходимое усилие, а на спусках - легкое подтормаживание двигателем. Позиция «L» пригодится при особо тяжких условиях движения – двигатель не раскручивается «вхолостую», а уверенно тянет при преодолении, например, заснеженных участков дороги. Попасть в режим «L» легко – он последний в линейке, а вот чтобы воткнуть «D» и «I», иногда возникают проблемы – можно промахнуться.
Выбора по двигателям в Ravon R2 тоже нет. Производитель предлагает единственный 4-цилиндровый агрегат рабочим объемом 1,25 литра, разработанный еще в конце 90-х годов прошлого столетия для Opel (позже его многократно модернизировали; сегодня он отвечает требованиям экологического стандарта «Евро-5»). Отдача мотора составляет 85 л.с. (пик мощности достигается при 6 400 об./мин.), а крутящий момент может достигать 112 Нм при 4 800 об./мин. Привод – на передние колеса. Вопросов к обслуживанию двигателя нет, коробка прослужит владельцу авто «верой и правдой» в течение всего жизненного цикла автомобиля. Говорят, бывают случаи, когда на заводе в нее льют больше масла, чем положено. Понять это самому проблематично – щупа нет. Но если АКПП обратит на себя внимание повышенным шумом (воем) в первые минуты после начала движения, не поленитесь обратиться в сервис. Механик на СТО проверит уровень масла в АКПП (в коробке есть контрольное отверстие). Вообще, регламент технического обслуживания двигателя и коробки у Ravon R2 указан в сервисной книжке, выдаваемой вместе с новым авто.
В России, как вы поняли, Ravon R2 считается машиной исключительно женской. Наверное, потому что она маленькая и медленная. И с тем, и с другим можно поспорить. Хотя число подголовников на спинке заднего дивана равно трем, в полной мере назвать Ravon R2 пятиместным нельзя. Не забывайте: его длина составляет всего 3640 мм, а ширина – 1597 мм. И, тем не менее, водителю ростом до 1,85 метра салон не покажется очень тесным. Он прекрасно разместится как на водительском сиденье, так и позади себя на заднем диванчике. От головы до потолка останется еще несколько миллиметров, а коленки будут удобно утопать в мягкой выемке на обратной стороне водительского кресла. Рулевая колонка у R2 регулируется только в одном направлении (по высоте), зато у водительского сиденья есть вертикальная регулировка.
Что еще можно сказать об интерьере Ravon R2? Пластик жесткий, поэтому, наверняка, со временем он начнет «разговаривать с вами на все лады». Приборный щиток – мотоциклетного типа с одним круглым прибором (спидометр) и монохромным (сине-белый) экранчиком, на который выводится куча различных параметров (например, обороты двигателя или текущий расход топлива). Эргономика водительского места неплохая: кнопки и рычаги находятся на своих местах. Немного устаревшим выглядит блок управления кондиционером (автоматического климат-контроля нет), но вам с него, как говорится, «воды не пить». Часть рычагов и кнопок не подсвечивается – придется привыкать к их местоположению в светлое время суток и в ускоренной режиме. Есть обогревы и электрорегулировки (в базовой комплектации – не все).
Аудиосистема… как аудиосистема. В начальной комплектации ее качество оценивается через два динамика, в топовой – через шесть. Есть разъемы USB и AUX, можно прослушивать стандартный CD, а можно MP3-файл, работает Bluetooth. За безопасность водителя и седоков отвечают регулируемые ремни безопасности с преднатяжителями, крепления ISOFIX и подушки безопасности – от двух до шести в зависимости от комплектации.
Странно надеяться на большой объем багажного отделения. При собранных задних сиденьях он равен всего 170 литрам, но увеличивается в несколько раз при складывании спинок кресел заднего ряда. Правда, чтобы обеспечить заявленный производителем «ровный пол», необходимо выбить из посадочных мест подголовники. Главное, не потерять их потом – у владельцев R2, часто занимающихся трансформацией салона, такое встречается «сплошь и рядом». Проем задней двери невелик, поэтому рассчитывать на перевозку крупногабаритных вещей не приходится. Более того, картину портят площадки под задние громкоговорители, которые съедают часть свободного пространства. Это, конечно, минус. Плюсом является наличие под полом отсека полноразмерной «запаски» (в базовой комплектации Comfort устанавливаются 13-дюймовые колеса; в двух других – Optimum и Elegant – 14-дюймовые).
Да, Ravon R2 – машинка маленькая, поэтому отправляться на ней в далекое путешествие не рекомендуется. Тем более, впятером… Строго вертикальная посадка не добавляет комфорта, хотя водителю наверняка понравится сиденье с какой-никакой боковой поддержкой и удобный подлокотник (площадка) для левой руки. В стандартную комплектацию входит площадка для левой ноги, но она не очень удобная. Может быть, это верно лишь для армейских ботинок 45-го размера, а для миниатюрной женской туфельки будет в самый раз.
Кто-то сказал, что Ravon R2 медленный? Совсем нет. Да, если бы он весил две-три тонны. Но для автомобиля массой чуть больше 1 000 килограммов нет необходимости в большом количестве лошадей под капотом. Указанный в спецификациях разгон до 100 км/ч в 12,5 секунды является честным (в смысле, проверено экспериментальным путем). Узбекская малолитражка обладает высокой маневренностью, хорошо себя чувствует в городском потоке, но расстраивает… пустым рулем. С точки зрения управляемости – это явный минус. Еще один – плохая шумоизоляция. В этом авто шумит все: двигатель, колесные арки, ветер… в проводах. Другими словами, одновременно слушать музыку и лететь по загородному шоссе получится не очень – придется приспосабливаться. У Ravon R2, как и у любого современного авто, есть дневные ходовые огни (они же, кстати, и «противотуманки»), а вот его большие на первый взгляд фары светят не очень ярко. В городе проблем не возникает, на шоссе света явно не хватает.
Что касается расхода топлива, производитель заявил 6,2 литра на 100 км в смешанном цикле (в городе – 8,2 л). Кто-то считает, что это немного. Наверное, с учетом устаревшего мотора и автоматической коробки. Но нам хотелось бы, чтобы у R2 аппетит был все же поменьше. Тем более, что емкость бака составляет всего 35 литров.
Что еще хотелось бы сказать о Ravon R2? У него дисковые тормозные механизмы спереди и барабанные – сзади. Беды в том нет: автомобиль не тяжелый, тормозит хорошо. Подвеска – обычный «Макферсон» спереди, полунезависимая, торсионная – сзади. Антиблокировочная система тормозов присутствует во всех комплектациях, а вот ESP здесь нет даже за дополнительную плату. Да, автомобиль маленький и легкий, поэтому к управлению им привыкнуть можно быстро и легко. Но углубляться на нем «в незнакомые дебри» и скакать по бордюрам мы бы вам не советовали. Его плюсы при потере концентрации быстро могут превратиться в минусы, а «целина» ему и вовсе противопоказана. В частности, «благодаря» фирменному «равоновскому» бамперу, который бесстыдно съедает часть дорожного просвета.
На момент написания этой статьи минимальная стоимость Ravon R2, рекомендуемая автопроизводителем, составляла 439 000 рублей.