Это не я придумал, а Минэкономики, которое подготовило проект постановления правительства о новых правилах контроля работы операторов техосмотра. Бумага уже ушла на ознакомление и согласование в Белый дом. Чтобы цепочка, о которой было сказано выше, работала, Российский союз автостраховщиков (РСА) обяжут проверять требования к техническим экспертам, контролировать работу информационных систем, проводить проверки операторов и лишать их аккредитации, если обнаружатся нарушения. А те, в свою очередь, впервые смогут жаловаться на РСА в комиссию по апелляциям. Такой комиссии пока нет, но ее обязательно создадут (создавать комиссии мы умеем — прим. «Мой Мотор») — с участием в ней представителей Минтранса, Минпромторга и МВД. Об этом сообщил «Коммерсант».
Стоило ожидать, что операторы техосмотра неодобрительно воспримут инициативу чиновников из правительства. Удивительно, но они ее поддержали. А вот в РСА обрушились на авторов проекта с критикой. Официально — из-за несоответствия документа российскому законодательству. Но, скорее, из-за нежелания брать на себя дополнительные обязательства.
В постановлении, о котором идет речь, говорится о порядке и формате проверок операторов техосмотра, а также об обязанностях и правах РСА при их проведении. РСА должен будет, кроме всего прочего, проверять соблюдение требований к техническим экспертам, контролировать занесение в информационную систему данных об автомобилях, которые приезжают на техосмотр.
Значит ли это, что представитель РСА будет безвылазно торчать в пункте ТО, чтобы контролировать работу оператора техосмотра? Нет, конечно. Основанием для проверки оператора станет «информация о нарушении требований», поступившая от органов местного самоуправления, граждан, юридических лиц и СМИ. Другими словами, «накапает» кто-то на техосмотр и тут же на место выедет «бригада проверяльщиков» из РСА.
Если оператор техосмотра не согласен с решением РСА (а он вряд ли согласится с тем, что у него «отбирают» (приостанавливают) аккредитацию), он сможет его обжаловать в комиссии по апелляциям (см. выше). А если не поможет? Решения РСА и комиссии по апелляциям могут быть также обжалованы в судебном порядке.
Важный элемент, который в первую очередь волнует автомобилистов: станет ли техосмотр дороже из-за увеличения числа проверяющих? В Минэкономики утверждают: повышения цен на услугу не произойдет.
В РСА недовольны самим фактом создания комиссии по аппеляциям. Резонно: им этот орган не нужен. Другие эксперты утверждают, что само постановление, разработанное Минэкономики, является лишним документом. За операторами техосмотра законно присматривает ГИБДД. Зачем еще привлекать к этому страховщиков? Тем более, что сами страховщики зачастую дороговариваются с операторами о продажах диагностических карт клиентам.
Наделение РСА правом контролировать операторов техосмотра может привести к обратному эффекту. Страховщики «выдавят» с рынка честных операторов, оставив только «продажных», те, с которыми у них налажен бизнес по быстрой и удобной продаже комплекта «диагностическая карта/полис ОСАГО».
И в заключении о цепочке, указанной в первом абзаце этой статьи. В принципе, она может неплохо работать и в случае… продажи полиса ОСАГО без диагностической карты. Вывод: надо тщательнее контролировать страховых агентов. В России надо всех контролировать. И тех, кто контролирует, тоже...
Ранее Минтранс опубликовал новые требования к фотографированию автомобилей при техосмотре. Ознакомьтесь, если интересно.