Когда в стране экономические проблемы, дилеры распродают автомобили не так быстро, как раньше – у людей нет денег. Да, автопроизводитель ответственно подходит к маркетинговой политике: старается изготавливать столько машин, сколько способен переварить рынок. Но кризис как и беременность у подруги очень часто наступает неожиданно. Вот и получается, что на дворе март 2018-го, а дилеры активно распродают запасы 2017-го года. Стоит ли покупать такую машину?
Стоит, если дилер готов сделать на новый, но выпущенный в прошлом году автомобиль хорошую скидку. Обычно это так и происходит. Продавцы, желая побыстрее сбыть «залежавшийся» товар, вешают на него ценник, приятный глазу потенциального покупателя. Многие так и делают (наш читатель как раз из таких): ждут весны, когда цены станут максимально «вкусными» и берут понравившееся авто с хорошей скидкой либо большим количеством «подарков» - бесплатных дополнительных опций. Главное, не переплатить… Да-да, встречаются случаи, когда на самом деле люди, погнавшиеся за скидкой, теряют бдительность и попадаются на обещания, не подкрепленные реальными делами. Будьте бдительны!
Собственно, на этом все плюсы покупки нового, но прошлогоднего автомобиля исчерпываются. Но он во многих случаях перевешивает минусы (с ними мы ознакомим вас чуть позже). Действительно, если машинка, выпущенная в декабре ничем не отличается от той, которую собрали в январе, зачем платить больше (тем более, высока вероятность, что 1 января последняя еще больше вырастет в цене - автопроизводители очень любят поднимать цены на свои машины с Нового года). Правильно, незачем…
Но в том то и «фокус», что в новом году многие автопроизводители (особенно те, что собирают машины на территории Российской Федерации) любят запускать авто нового модельного года или, по крайней мере, добавлять в существующую модель что-то новое. Таким образом, та же комплектация 2018 года может в лучшую сторону отличаться от той, что предлагалась в 2017-м. Например, в начале февраля АВТОВАЗ объявил о появлении новых полезных опций в составе Lada Xray - круиз-контроля, специальной пластиковой облицовки порога багажного проема, центрального плафона для освещения второго ряда сидений и подсветка в передних дверях.
Это минус. Второй заключается в том, что автомобиль, купленный новым у дилера, мог в течение многих месяцев стоять на заднем дворе, открытый всем ветрам и дождям. Что произошло с его кузовом за это время?
Идем далее. Когда вы будете продавать свой автомобиль, вы обязательно укажете год его выпуска. И судить о нем потенциальные покупатели будут не по тому, когда его купили вы, а по тому, когда он был собран – с учетом уценки, которую задает рынок. Таким образом, ваш автомобиль неформально уже к концу первого года эксплуатации станет «двухлеткой» - на вторичном рынке он будет стоить дешевле.
Вы захотите отдать машину через три года тому же дилеру по «трейд-ин». Думаете, он учтет тот факт, что машина фактически «свежее» своего настоящего возраста? Наоборот, даст вам за нее меньше, чем она стоит. При расчете стоимости автомобиля в России используется методика товароведческой экспертизы, в соответствии с которой купленный в марте 2016 года автомобиль, изготовленный в декабре 2015 года, на самом деле будет считаться выпущенным 1 января 2015. А это значит, что попав в аварию в первые недели после покупки автомобиля, вы можете столкнуться с тем, что страховая захочет компенсировать вам лишь 70% стоимости запчастей (при угоне на нее также «повесят» коэффициент износа, характерный для двухлетних машин) – по крайней мере, так было до апреля прошлого года, пока ЦБ не объявил о реформе системы ОСАГО.
С покупкой ОСАГО, кстати, тоже все не так просто. Напомним, сейчас купить новый полис «автогражданки» можно лишь при предъявлении диагностической карты, свидетельствующей о том, что автомобиль прошел техосмотр. Помните, как было до 2011 года? Покупатель автомобиля должен был в течение одного месяца с момента его регистрации в ГИБДД пройти техосмотр и получить техталон, в котором был указан месяц и год прохождения следующего ТО. Для новых автомобилей срок прохождения техосмотра составлял три года. Таким образом, он начислялся с момента прохождения автовладельцем первого ТО. Но дело в том, что с 2012 года проходить техосмотр покупателям новых машин не нужно. Срок тот же – 3 года, вот только в настоящее время владельцам легковых автомобилей не надо его проходить в первые три года, включая год выпуска… (Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 04 июня 2014 года) «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Таким образом, для нового автомобиля, выпущенного в декабре 2015 года, проходить новый техосмотр необходимо уже в начале 2018 года (для получения первой в его истории диагностической карты). И это притом, что он был куплен в марте 2016 года.
Таким образом, владелец двухлетнего (с момента покупки) автомобиля наверняка (по закону) столкнется с тем, что страховая его отфутболит – потребует пройти ТО. Действительно, по закону трехлетний льготный период эксплуатации автомобиля прошел и владельцу придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту, необходимую для выдачи ему полиса ОСАГО.