Совет, который первым делом дают знатоки начинающим автомобилистам в России: не покупайте авто с дизельным мотором. «Дизель» более восприимчив к перепадам температуры, требует в холодное время года особого (зимнего) типа «солярки», медленнее прогревает салон и т.д. Все так, но… При должной предсезонной подготовке авто, использовании сезонного топлива и установке дополнительного предпускового подогревателя «дизель» не будет преподносить вам сюрпризов зимой. Поэтому подробно останавливаться на особенностях запуска дизельного мотора в рамках этой статьи мы не станем. Остановимся на наиболее типичных проблемах и ограничимся рекомендациями, общими для обоих типов двс.
Проблемы с запуском могут возникнуть с автомобилем, который простоял без движения как несколько часов на жутком холоде, так и несколько суток на относительно небольшом морозе. У каждого авто своя причина не заводиться. Она может быть связана как с мелкой неисправностью, удалить которую – дело нескольких минут, так и с серьезной технической проблемой, решение которой поможет найти механика на СТО. В любом случае, если вы заблаговременно подготовили авто к зимнему периоду, если вы в полной мере соблюдаете правила его эксплуатации, серьезных проблем быть не должно. А с мелкими мы вам справиться поможем…
Аккумуляторная батарея
Итак, первая и самая очевидная проблема, на которую грешат автомобилисты, - «сдохший» аккумулятор. Он может быть старым, иметь внутренние дефекты, о которых вы даже не подозреваете, или плохо справляться со своими обязанностями по причине плохого с ним обхождения (неправильной эксплуатации).
О разряде АКБ говорит тусклое свечение лампочек на панели приборов и, соответственно, отказ стартера раскручивать вал двигателя.
Первое, что следует сделать после того, как вы сгребли снег с крыши автомобиля, открыли водительскую дверь, загрузились на сиденье и вставили ключ зажигания в замок, это… прогреть электролит - включить фары ближнего света на несколько секунд. А до этого не помешает поднять капот и проверить состояние клемм аккумулятора. При необходимости – почистить.
Не помогает? Если есть время, можно попробовать снять аккумулятор и перенести его в тепло – пусть немного согреется. Если времени нет, остается запуск мотора «с толкача» (для авто с АКП не годится) или прикуривание от батареи другой машины.
Чтобы «не доводить до греха», интересуйтесь заранее прогнозом погоды в вашем регионе. Если знаете, что завтра ударит мороз, вечером снимите аккумулятор и отнесите его домой. Также сегодня в продаже есть «умная» электроника, которая позволит дистанционно запускать мотор и прогревать его.
Стартер
Если стартер неисправен – беда. Если вы точно знаете, что аккумулятор исправен и заряжен, определить проблемы со стартером легко – не крутит. Или крутит, но издает странные, неприятные звуки.
В этом случае выход один – замена или ремонт неисправного узла. Предусмотреть заранее поломку стартера или как-то отдалить ее нельзя.
Моторное масло
Масло в двигателе тоже может «замерзнуть» - загустеть. Да так сильно, что мощности стартера не хватит для прокручивания вала двигателя. Обычно такое происходит в случае, если залитое в картер масло не соответствует условиям эксплуатации (прежде всего, климатическим), плохого качества, старое или сильно загрязненное.
Как определить? Достать щуп – консистенция масла позволит вам определить его состояние.
Если масло «замерзло» поменять его на ходу не удастся. Если есть возможность, следует оттащить авто в теплое помещение или попросить друга или соседа покатать его немного на буксире (для авто с механической КП). Если такой возможности нет, придется ждать оттепели.
Чтобы не столкнуться с указанной проблемой, следует следить за качеством масла в двигателе – вовремя его менять. Специалисты вообще советуют заливать перед наступлением холодов в мотор зимнее масло – то, у которого в названии есть обозначения 0W или 5W. Если автомобиль новый, рекомендуется использовать «синтетику», если далеко не новый, подойдет «полусинтетика». Прежде чем заливать масло, вынесите канистру на мороз – проверьте его консистенцию. Если она не изменилась, лейте без страха.
Система зажигания
Одна из основных систем, ответственных за запуск двигателя – система зажигания. Если нет искры, автомобиль не заведется. Искры нет, надо смотреть проводку.
Как определить неисправность в системе зажигания? Стартер крутится, вал вращается, но мотор не запускается. Первым делом необходимо снять с трамблера центральный провод и поднести его (не вплотную) к массе - металлической (но неокрашенной) поверхности. Если повернете ключ в замке, в районе воздушного контакта вы увидите искру и услышите четкий щелчок. Если этого нет, необходимо заменить высоковольтные провода или катушку зажигания.
После этого снимите провод одной из свечей и также поднесите к массе. Искра есть? Ищите проблемы в свечах. Лучше будет заменить их на новые – комплектом.
Эксперты советуют заранее отрегулировать систему зажигания – до наступления холодов.
Система питания
Если искра в свече есть, стартер крутит нормально, вал проворачивается, но двигатель все равно не заводится, причина может быть в плохом качестве топлива или… его отсутствии (и такое бывает). Еще одна причина – неисправность системы питания (насоса, магистралей или, что более вероятно, электроники, отвечающей за подачу бензина в двигатель).
Главный враг бензина (и самый частый, по словам очевидцев) – вода, с которой его иногда размешивают. При положительных температурах разбавленный бензин может и не проявить себя, а вот когда наступают холода, вода «имеет привычку» замерзать. Лед «затыкает» топливопроводы и нарушает работу системы – как в целом, так и отдельных ее компонентов.
Некачественный бензин можно определить по выхлопу. Если в баке вода, ее можно «нейтрализовать» с помощью специальной присадки – зимнего осушителя топлива. Его добавляют при каждой второй заправке (для профилактики) или в случае, когда вы точно знаете – бензин разбавлен водой.
В противном случае, не остается ничего другого как ждать потепления или отогнать машину в теплое помещение. После того как двигатель прогреется, бензин можно будет слить, а элементы системы питания почистить и просушить.
Чтобы ваш автомобиль не «терял здоровье» из-за разбавленного бензина, заправляйтесь на проверенных АЗС. Если есть подозрение, добавляйте в бак «осушитель топлива».