Некоторые считают, что данное начинание приведет к появлению «профессиональных» стукачей, которые будут бегать по дорогам со смартфонами, фотграфировать нарушения и отсылать их пачками в надлежащие органы. Власти соглашаются: да, в России существует общественный запрос на участие в обеспечении безопасности дорожного движения и данный законопроект создает условия для удовлетворения этого запроса. Если система заработает, она, по мнению разработчиков документа, поможет снизить смертность и травматизм на дорогах, укрепит доверие граждан к полиции.
Проектом закона предполагается внесение поправок в Кодекс рб административных правонарушениях (КоАП РФ), которые предусматривают «возможность вынесения постановлений о назначении административных наказаний за отдельные нарушения ПДД без составления протокола в случае их фиксации гражданами с применением технических средств, имеющих функции видеозаписи, и специализированного программного обеспечения».
Само собой разумеется, число правонарушений, которые смогут фиксировать народные инспекторы, будет ограниченным. Автоинспекторам от народа разрешат жаловаться на проезд на красный сигнал светофора, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, непредоставление преимущества в движении пешеходам, нарушение правил остановки или стоянки автомобилей.
«Стучать» на водителей-нарушителей инкогнито не получиться. Согласно законопроекту, народные инспекторы должны быть зарегистрированы в специальной федеральной государственной информационной системе. В свою очередь, порядок создания и функционирования необходимого программного обеспечения будет определяться правительством Российской Федерации.
Собственно, ничего нового законодатели не придумали. Народный автоконтроль уже работает в других странах. Да, и в России есть два региона, где существует нечто подобное, — в Москве и Татарстане.