Вы подъезжаете к светофору (см. рисунок ниже), который состоит из трех основных секций, расположенных одна под другой, и одной дополнительной, расположенной справа. Вы собираетесь поворачивать направо, занимаете крайний правый ряд и останавливаетесь в ожидании разрешающего сигнала. На светофоре в настоящий момент горит красный, дополнительная стрелка с контуром стрелки, обозначающей поворот направо, выключена (не горит). Все верно?
Читаем пункт 6.3 ПДД, который дает однозначный ответ на этот счет:
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком…
Да, все верно. Загорается желтый основной сигнал, за ним зеленый основной, при этом а) никаких дополнительных стрелок на основном зеленом (круглом) сигнале нет и б) дополнительная стрелка, обозначающая поворот направо, остается выключенной. Ваши действия!
Вспоминаем, что по этому поводу говорят ПДД:
6.3. (продолжение) …Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
Ответ однозначен: стоите и ждете, когда загорится зеленая стрелка, разрешающая поворот направо. И тут же получаете «фак» от водителя авто, который как и вы хочет повернуть. Он, наверное, не знает Правил дорожного движения…
Нет, он просто не ограничивался прочтением пункта 6.3 ПДД и прочитал следующий (п. 6.4 ПДД), в котором говорится:
6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.
Никаких дополнительных контурных стрелок на основном светофоре нет, а значит поворачивать можно беспрепятственно. Тем более, стрелка на дополнительной секции (а ее видно не всегда) может указывать совсем другое направление.
И что делать? Передача «Главная дорога» на канале НТВ дает однозначный ответ на этот вопрос: «Ехать можно». Старший инспектор ГИБДД на видео без тени смущения заявляет: в этом случае надо руководствоваться пунктом 6.4 ПДД. Суть его в следующем: если на основном сигнале светофора никаких контурных стрелок нет, значит водитель может повернуть на основной зеленый туда, куда ему заблагорассудится. Смотрим и запоминаем.
А как же пункт 6.3 и его положение о «выключенной дополнительной секции»? Вы что же, не верите словам старшего автоинспектора?
Итак, если на основном разрешающем сигнале светофора не указано, куда конкретно он разрешает поворачивать, поворачивать можно куда угодно, включая разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком (см. п. 6.3 ПДД).
Вопрос закрыт? Не совсем. Подкинем интриги и опубликуем еще одно видео все из той же передачи на канале НТВ. Точно такая же ситуация и такой же светофор с дополнительными секциями, только водитель поворачивает налево. Смотрим:
На этом видео тот же старший инспектор, ссылаясь на пункт 6.3. ПДД, утверждает, что водителю «кровь из носа» надо было дождаться разрешающего сигнала на дополнительной секции. Если он этого не сделал, пусть готовится заплатить штраф в соответствии со статьей 12.12 КоАП РФ.
Парадокс, однако!
Некоторые водители, участвующие в подобного рода спорах на форумах и соцсетях, утверждают, что проблемы вовсе не существует, так как таких светофоров, неоднозначно трактующих ПДД, в природе нет. Другие клянутся, что сами каждый день ездят мимо таких, и приводят конкретные адреса…
Мы, со своей стороны, можем предположить, что «неправильные» светофоры существуют и виноваты в том, что такие ситуации возникают, те, кто их устанавливает. Послушайте, не случайно же «гаишник» из «Главной дороги» в обоих случаях настоятельно просит автолюбителей обращаться в ГИБДД по поводу установки дополнительных стрелок там, где они должны быть.
Вывод:
1.Никаких неопределенностей в ПДД нет; есть конкретные фамилии, звания и должности, которые устанавливают на перекрестках «неправильные» светофоры.
2.Если вы оказались перед таким светофором, предпочтительным будет следование требованию основного сигнала светофора. Если горит основной зеленый и он не дает дополнительных пояснений (с помощью контурных стрелок) по поводу того, в какую сторону он разрешает движение, поворачивайте направо беспрепятственно (только пропустите пешеходов, переходящих дорогу). Если вас остановит инспектор, покажите ему эту статью. И пусть он сам ломает голову над головоломкой, которую предлагает ему решить светофор над головой.