Мой мотор
07.07.2017

Пробки на дорогах. Причины возникновения и способы борьбы

Пробки на дороге
Еще 20 лет назад о пробках наши граждане узнавали лишь из репортажей о западных «ценностях». Все изменилось после того, как россияне получили возможность обновить и пополнить личный автопарк. Выяснилось, что транспортная инфраструктура больших городов не справляется с возросшим количеством машин. Можно ли решить проблему пробок в России?
Перерыв на рекламу

Власти в крупных российских городах стараются обходить этот вопрос стороной. Нам известен лишь один градоначальник, который считает борьбу с пробками одной из приоритетных задач при решении городских проблем. И за это его нещадно критикуют…

Откуда берутся пробки?

Мы уже назвали две основные причины: многократно возросший личный автопарк и неразвитая (или неправильно сформированная – в Советском Союзе градостроители даже представить себе не могли, что пройдет немного времени и каждая семья в Москве и Санкт-Петербурге будет иметь собственное авто) дорожная инфраструктура.

Еще одна причина, из-за которой возникают заторы, - дорожно-транспортные происшествия. Чем больше машин, тем больше аварий. Да и водители стали менее сдержанными, более невоспитанными. Иные норовят побыстрее проскочить, пролезть, а иногда и нарушить… Легкое касание двух иномарок и вот уже на дороге образовалась многокилометровая пробка. Одни ждут прибытия экипажа ДПС, другие вспоминают нехорошим словом их водительские навыки и городское правительство.

Этим летом москвичи часто отмечаются в социальных сетях постами о «нехорошем мэре», который затеял в столице массовый ремонт дорог. Собственно, частый, обширный, длительный и, очень часто, плохо организованный ремонт дорог также приводят к образованию заторов на близлежащих улицах.

Что делать?

Первый способ – строить новые дороги. Этим собственно и занимаются опережающими темпами столичные власти. Другой вопрос: что делать, если городская инфраструктура не позволяет делать это традиционными способами. Ответ есть: если нельзя строить дороги на одном уровне, их можно строить на разных уровнях – одну над другой, как это делается в крупных мегаполисах, например, в США или Японии.

По земле обычно прокладывают дороги районного масштаба, связывающие ближайшие друг к другу кварталы и районы. На второй этаж выводятся межрайонные дороги, связывающие разные городские районы и округа. Наконец, на самых верхних ярусах строят магистрали, позволяющие проехать весь город с юга на север или с запада на восток, нигде не останавливаясь – быстро, без единой остановки. Это требует огромных финансовых вложений, но если городские власти заботятся о своих гражданах, они будут заниматься этими вопросами. Некоторые занимаются и принимают на себя вал критики, другие не занимаются, при этом получают одобрение президента и успешно переизбираются на новый срок…

Если строить многоуровневые развязки не представляется возможным – денег нет, потерпите – необходимо искать решение проблем с тем, что есть, - строить тоннели или новые мосты (путепроводы), расширять существующие магистрали, воздвигать многоуровневые развязки на наиболее проблемных перекрестках. Важная задача – развязать по уровням автомобильные дороги и железнодорожные пути.

Очень важный момент – продуманная организация строительства новых сооружений. Это касается как жилой застройки, так и возведения торговых и бизнес-центров. Только грамотная градостроительная политика и рассредоточение центров скопления машин (притяжения жителей) позволит разгрузить дороги в проблемных местах.

Сегодня все иначе. Жилые высотки растут как «грибы после дождя» - везде и всюду, без привязки к существующей транспортной инфраструктуре. В центре Москвы и Санкт-Петербурга появляются новые офисы и другие центры притяжения масс, куда граждане направляются на личном автотранспорте. Вот и получается: утром не проехать в центр, вечером из него не выехать.

Чтобы отучить водителей от привычки «запирать» дороги при ДТП, власти придумали и приняли несколько законов, позволяющих быстрее оформлять аварии и освобождать улицы от разбитых машин. Тот же европротокол – очень важная и нужная вещь, которая позволяет бороться с пробками на дорогах. Одна из последних инициатив властей – правило, согласно которому водители пострадавших машин должны в обязательном порядке освободить дорогу для проезда автотранспорта (в том случае, если это возможно).

Еще один способ борьбы с пробками состоит в правильной организация городских служб – дорожных, коммунальных, эвакуационных, спасательных, контролирующих. Если «гаишники» будут быстрее приезжать на аварию, ремонтники быстрее менять асфальт, коммунальщики в правильное время (ночью) чистить улицы от пыли и грязи, пробок на дорогах будет меньше.

Большое значение в городском хозяйстве имеет правильная организация движения. Если кто-то думает, что организация ЦОДД (центров организации дорожного движения в Москве, Санкт-Петербурге и других российских мегаполисах) была придумана лишь для освоения местных бюджетов, тот глубоко ошибается. Грамотная работа светофорных объектов, контроль за дорожными работами, организация работы госавтоинспекции, установка камер фиксации нарушений – да, структуры, надзирающие за дорожным движением могут быть разными, но их слаженная и четкая работа может значительно снизить нагрузку на дороги.

В некоторых городах России местные власти делают все возможное, чтобы угодить водителям частного автотранспорта. В Санкт-Петербурге, например, в свое время почти полностью уничтожили трамвайную сеть – одновременно увеличили число полос для безрельсового транспорта. Правильно ли это? Опыт западных стран показывает, что нет. Один из способов борьбы с пробками – развитие общественного транспорта. Говорят, что наши люди упрямы как бараны. Они будут часами стоять в пробке, костерить правительство, но в метро все равно не пересядут – одни из принципа, другие из предубеждений. Так вот городские власти должны сделать все возможное, чтобы показать: поездка на работу на автобусе ничем не хуже, а в большинстве случаев даже лучше, чем на собственном авто – быстрее, удобнее, дешевле. Только вот одного лишь увеличения числа маршрутов и автобусов-гармошек недостаточно. Необходимо сделать так, чтобы автобусы и трамваи ходили строго по расписанию, а оплата проезда была гибкой и понятной. Необходимо продолжить строительство перехватывающих парковок близ станций метро, да и само метро следует сделать более доступным.

И последнее. Пряник есть, но нужен и кнут. Платные парковки многим не нравятся, но это, как показывает опыт западных стран, один из действенных методов очистить центр городов от частного автотранспорта. Любишь кататься, люби за это платить. Загонять автомобилистов в угол не стоит, надо проявить гибкость и дать им понять, что все действия, которые предпринимаются властями в данном направлении, делаются во имя добра и ради общего блага. И тогда все будут довольны, целы и сыты…

 

Перерыв на рекламу

Самое популярное

Раз в неделю мы знакомим более 3 миллионов подписчиков с самыми интересными статьями и предложениями из мира автомобилей

Отправляя данные с этой формы, вы принимаете условия Пользовательского соглашения
Подписаться на материалы
Закрыть
Закрыть

Регистрируясь на данной форме, я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие на обработку персональных данных.
Закрыть