В очередном рейтинге наиболее доступных автомобилей на российском рынке, составленном «Российской газетой», произошло два изменения. Седан Lada Granta поменялся местами с хэтчбеком Ravon R2, а Renault прекратил продажи хэтчбека Sandero 2015 года выпуска, в связи с чем модель выбыла из списка.
По итогам июня 2016 года ТОП-10 самых дешевых автомобилей на российском рынке выглядит следующим образом:
1. Ravon / Daewoo Matiz - от 314 000 рублей;
2-3. Lifan Smily и Lifan Celliya - от 364 900 рублей;
4. Lada Granta - от 383 900 рублей;
5-6. Lada Priora и Ravon R2 - от 389 000 рублей;
7. Geely GC6 - от 389 000 рублей (за автомобиль 2014 года выпуска);
8. Chery Bonus - от 389 999 рублей;
9. FAW V5 - от 398 650 рублей (за автомобиль 2013 года выпуска);
10. Renault Logan – от 399 000 рублей (за автомобиль 2015 года выпуска).
Нижний ценовой сегмент остается относительно стабильным уже второй месяц. Существенно изменить ситуацию могла бы маркетинговая активность компаний, занимающихся продажами автомобилей низкой ценовой категории, однако в последнее время заметно проявляет себя лишь представительство Renault, начавшее распродажу запасов моделей Logan и Sandero.
Примечательно, что обновленный седан 2015 года выпуска с 82-сильным двигателем 1.6 и 5-МКПП сейчас стоит от 399 000 рублей, в то время как старый, уже снятый с производства, с менее мощным мотором 1.4 с отдачей в 75 л.с. и той же "механикой" - от 409 000 рублей.
Хэтчбек Sandero 2015 г.в. с рынка уже ушел и соответственно из ТОП-10 выбыл (компания убрала прайс-лист на него с официального сайта). По всей видимости, такая же судьба ждет и Logan. В мае с рынка ушло 2 406 седанов Renault - это девятый результат на рынке, который лишь на 8% ниже прошлогоднего.
После ухода с рынка старого поколения Lifan Smily и появления на нем Ravon R2 никаких изменений на рынке дешевых авто не происходит. Узбекская компания, осуществив оказавшийся крайне непростым проект с продажей R2, отсрочила поставки в Россию седанов Nexia R3 и обновленных ситикаров Matiz. Первые - перелицованные Chevrolet Aveo предыдущего поколения - согласно ранее обнародованным данным, должны стоить от 379 000 рублей. Уже в базовой версии машина получит системы торможения ABS и курсовой устойчивости ESC, датчик давления в шинах и кнопку "Эра-Глонасс", гидроусилитель руля и передние "противотуманки". Кстати, в Ташкенте в конце мая состоялась презентация этой модели под названием Chevrolet Nexia, и, если пересчитать по курсу валют, она оказалась дороже миллиона рублей. И это - без "экспортной" системы оповещения.
Начало сбора предварительных заказов на Nexia R3 в России не за горами, а вот об обновлении Matiz (он должен получить подушки безопасности и ABS) новостей давно нет. Как нет их и о рестайлинговом седане Geely GC6, который проходил сертификацию еще в ноябре 2015 года. Вполне возможно, нерасторопность маркетологов объясняется не только ситуацией на рынке, который никак не нащупает "дно", но и необходимостью оснащать дешевые машины довольно дорогой системой "Эра-Глонасс".
Наконец, АвтоВАЗ и Datsun, чей седан on-DO располагается у границ ТОП-10 с минимальной ценой 406 000 рублей, перестали давать прямые скидки на свои бюджетные модели, ограничиваясь участием в акциях. А потому их движение по рейтингу зависит лишь от конкурентов. Наглядный пример - укрепление позиций Lada Granta за счет июньского подорожания Ravon R2 на 20 тысяч рублей.
Комментарий специалистаПо словам эксперта «Автостат Инфо» Александра Климнова, в настоящее время подорожание на рынке идет прежде всего в тех сегментах, где спрос наименее гибок, то есть в данном случае в топ-сегментах F+S (средняя цена возросла с января на 580,8 тысячи рублей), бизнес-сегменте (на 89 000 рублей) и SUV (на 69 100 рублей). На этом фоне наиболее гибкий спрос, то есть в большей степени привязанный к уровню цен, курсу рубля и реальным доходам, наблюдается в сегментах B (+14 900 рублей), B+ (+ 9 200 рублей) и минивэнов (- 32 500 рублей). Последний относится сюда, потому что львиную долю в нем (87% по финансовому объему) занимает отечественная Lada Largus.
Обновление товарных линеек лоукостеров практически завершено, отсюда и значительное присутствие в ценовом рейтинге моделей, чей жизненный цикл на рынке либо уже завершен, либо близок к таковому. Этим можно объяснить и такой "парадокс": модель предыдущего поколения формально дороже, чем нового. Просто в стоках остались машины в более дорогих комплектациях по оснащению, чем модели нового поколения, да еще по последним в базовых версиях действуют новые скидки, а сама по себе силовая установка определяющее значение для цены имеет не всегда. Кстати, дисконт на лоукостеры - вещь своеобразная: дилеры могут давать его на старые модели индивидуально, согласуясь с загрузкой собственного стока, а на новые модели может действовать общая корпоративная скидка.
Наибольшие изменения в ТОП-10 в ближайшей перспективе будут зависеть от экспортной активности Ravon. Внутренние цены на автомобили в Узбекистане и на российском рынке соотносятся, скорее в обратной пропорции - чем дороже на внутреннем узбекском рынке (где фактически действует госмонополия), тем дешевле на внешнем. Если Ravon сможет удержать свои модели в списке лоукостеров, это будет для него наилучшей рекламой и, соответственно, драйвером продаж.
Напротив, Lada все больше уходит в более дорогие сегменты С (Vesta), SUV (Xray) и минивэнов (Largus) при сокращении продаж и выпуска более дешевых моделей. Это ведет к общему смещению бренда в категорию производителя моделей хотя и бюджетных для своих сегментов, но более дорогих, чем лоукостеры.