Чем опасно заклинивание педали газа? Тем, что автомобиль начинает разгоняться. Несколько лет назад в Америке разыгралась настоящая драма, когда дама за рулем Kia Sorento «пролетела» 94 километра на скорости 200 км/ч, прежде чем спасатели из 911 связались со специалистами и помогли женщине остановить взбунтовавшееся авто. В том случае все закончилось хорошо. Автолюбительнице повезло, что ее машина сломалась на широком загородном шоссе. А если бы это происходило в городе на загруженной узкой дороге?
Из-за чего застревает педаль газа? Если такое происходит из-за конструктивных особенностей узла (обрыв или защемление тросика, слетевшая пружина, что-то еще), это становится настоящим ЧП для автопроизводителя – в особенности если поломка привела к серьезным последствиям. В этом случае компания начинает серьезное расследование, которое приводит к отзыву автомобилей и срочному устранению присутствующих или потенциальных дефектов. Иногда педаль «залипает» из-за смещения напольного коврика или особенностей обуви, которую носит водитель.
Как утверждают очевидцы, столкнувшиеся с подобной ситуацией, адреналин в таких случаях бьет через край! «Соображалка» отключается напрочь. Поэтому одни первым делом жмут на тормоза, другие начинают шарить по полу в поисках предмета, заблокировавшего педаль. Собственно, размышлять в этом случае некогда. Надо четко представлять себе порядок действий, которые необходимо предпринять, чтобы затормозить авто.
Первое, что следует сделать, - попробовать вернуть педаль в исходное положение носком ботинка. Надо лишь поддеть ее снизу и потащить вверх – автомобиль начнет «сбрасывать газ». Если это получилось, следует обычным порядком припарковаться на обочине, выключить мотор, вызвать эвакуатор или позвонить другу, который бы мог отбуксировать машину на стоянку или в автосервис. В любом случае, ездить на автомобиле, у которого заклинивает педаль газа, нельзя.
Штатный тормоз (или даже стояночный) помогут, но лишь после того, как водитель переведет коробку передач в нейтральное положение (N – «нейтраль»). Некоторые источники советуют выключить двигатель. Если двигатель инжекторный, глушить двигатель на ходу не рекомендуется. Это приведет к блокировке руля и полной потере контроля над автомобилем. В инжекторном двигателе система управления не позволит ему раскрутиться выше допустимого значения. При достижении максимальных оборотов система отключает подачу топлива в двигатель. В этом случае глушить двигатель следует лишь после полной остановки автомобиля. А вот если двигатель карбюраторный, выключать его можно и на ходу – прежде всего потому, что защиты от критических оборотов у него нет и чрезмерная раскрутка может привести к серьезной поломке.
В машине с механической коробкой перевод в «нейтраль» не вызывает проблем. А вот с «автоматом» могут возникнуть проблемы. Если рычаг автоматической коробки не удается перевести в нейтральное положение, остается задействовать тормоза (включая стояночный тормоз) и «вырубить» мотор.