- Машину продаете?
- Продаю?
- А сертификат возьмете? Правда, обналичить его вы сможете только через две недели. А пока они не придут на ваш счет, ПТС оставите у себя. Соглашайтесь!
Автовладелец не согласился. Повесил трубку, при этом еще долго пытался сообразить, о каком сертификате идет речь и в чем суть мошеннической схемы, которой он так удачно избежал. Рассказал о своих подозрениях интернет-френдам. Тогда собственно и всплыла в комментариях тема о материнском капитале.
С 2007 года, когда появилась возможность получить дополнительную поддержку от государства (речь идет о государственном сертификате на материнский капитал, предусмотренный законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ – прим. «Мой Мотор») за рождение в семье второго ребенка, и до настоящего времени чиновники правительства и из регионов, а также депутаты всех ветвей законодательной власти в центре и на местах спорят о том, следует ли разрешить гражданам покупать авто на материнский капитал. Например, в конце 2014 года председатель правительства Дмитрий Медведев поручил своим подчиненным проработать данный вопрос. Подчиненные вопрос проработали, после чего он был удачно «замылен».
В следующий раз власти вернулись к нему в начале 2016 года, когда депутат Госдумы из фракции КПРФ неожиданно вспомнил о народе и отправил запрос премьеру с просьбой разрешить использовать средства из материнского капитала на покупку транспортного средства. Разумеется лишь того, что изготовлен на территории Российской Федерации. Прошло 9 месяцев, российские женщины, зачавшие на Татьянин день, уже родили здоровеньких малышей, но расширению «полномочий» маткапитала «зеленого света» так и не дали.
Собственно какие аргументы в пользу использования материнского капитала на покупку авто выдвигают сторонники этого решения? Купить квартиру полностью на него нельзя (размер маткапитала в 2016 году составил 453 026 рублей), а вот автомобиль (хоть и не самый дорогой) можно.
Средства господдержки можно потратить на образование детей или формирование пенсионных накоплений, но, надо признать, такой вариант устраивает далеко не всех – до поступления в институт еще далеко, до пенсии родителей – еще дальше, а проблемы, с которыми сталкивается молодая семья, требуют неотложного решения. Другими словами, подобная забота правительства не является достаточным стимулом для увеличения народонаселения. А вот если бы гражданам разрешили использовать сертификат на покупку автомобиля – совсем другое дело!
Автомобиль для семьи с двумя (или большим количеством) детьми – вещь крайне необходимая. Он повышает транспортную доступность госучреждений – школ, поликлиник, детских садов – для жителей небольших населенных пунктов и сел, где самолеты не летают, такси не работают, а последнюю электричку отменили за месяц до рождения второго ребенка в попытке оптимизировать расходы РЖД. А тут еще длительная холодная зима и отсутствие медицинского обслуживания на местах.
Что это обозначает? То, что для многих семей в России автомобиль – не роскошь, а единственный вариант улучшения качества жизни.
А вот противники решения о разрешении использовать материнский капитал на покупку автомобиля считают, что приобретение транспортного средства не является значимым событием, влияющим на развитие нового гражданина. Другими словами, автомобиль – это «игрушка» для взрослых, которая не затрагивает интересов детей. Чем старше ребенок, тем актуальнее будет стоять вопрос об улучшении жилищных условий, но к тому времени купленный на материнские деньги капитал уже превратится в хлам – обесцененный и никому не нужный. Кроме того, целевое использование машины проконтролировать сложно. Тем более, если папа приобрел авто на «мамины деньги», после чего тут же продал его – обналичивание материнского капитала не приветствуется.
Матерям-героиням надо думать о достойной пенсии в старости, но приобретение автомобиля на маткапитал вместо формирования пенсионных накоплений лишает ее возможности получить в дальнейшем высокие пенсионные начисления.
Наконец, противники использования материнского капитала на покупку автомобиля выдвигают предположение, что такое использование господдержки скорее направлено на лоббирование интересов автомобильных компаний, а не на решение проблем российских семей.
Сторонники идеи использовать маткапитал на покупку автомобиля не унимаются. Они, в частности, предложили запретить перепродажу машины, приобретенной на средства маткапитала, в течение определенного времени. Тем не менее, к настоящему времени все законодательные инициативы, касающиеся покупки автомобиля с использованием средств материнского капитала отклонены. Их не поддержали ни в Правительстве, ни в Государственной Думе.
Так значит упомянутый нами в начале статьи автовладелец был прав, рассуждая о возможном мошенничестве? Не торопитесь с выводами. В некоторых регионах России приняты программы «регионального материнского капитала» (впервые — в Смоленской области – в начале 2008 года). Они предусматривают наличие дополнительных выплат семьям с детьми, но не из федерального бюджета, а из казны того региона, в котором был принят соответствующий закон.
В отличие от федерального региональный маткапитал, как правило, ниже. В нем могут существовать как дополнительные ограничения, так и увеличение числа вариантов его использования. Так, в некоторых субъектах на материнский капитал (напомним, региональный) можно купить автомобиль. Эта норма действует в следующих регионах:
- Камчатский край;
- Калининградская область;
- Ульяновская область;
- Орловская область;
- Новосибирская область;
- Тульская область.
Таким образом, если наш герой, о котором мы рассказали в начале статьи, живет в Петропавловске-Камчатском или в деревне Котелки Орловской области, его вполне могли уговорить на сделку с использованием маткапитала (регионального). Тем более, что за свою тачку он попросил всего семьдесят тысяч…