Мой мотор
03.08.2017

Могут ли «гаишники» наказать дважды за одно и то же нарушение ПДД?

Инспектор ГИБДД
В главе 12 Кодекса об административных правонарушениях, где говорится об ответственности граждан за нарушение правил дорожного движения, есть статьи, которые, к примеру предусматривают наложение штрафа в 500 рублей за административное нарушение и в размере пяти тысяч рублей – за его повторное совершение. Вопрос: может ли инспектор ГИБДД вменить водителю повторное нарушение, если оно было зафиксировано в тот же день, что и первое?
Перерыв на рекламу

Вопрос на самом деле не праздный. И дело даже не в том, что, управляя незарегистрированным по всей форме транспортным средством, вы можете при первой остановке получить минимальный штраф (пункт 1 статьи 12.1 КоАП РФ), а при второй – лишиться прав на срок до трех месяцев (пункт 1.1. статьи 12.1 КоАП РФ), а в том, что таких случаев, когда вас могут останавливать на каждом перекрестке и штрафовать за одно и то же правонарушение, которое вы физически не можете устранить за короткое время, - видимо-невидимо. Или все-таки не могут?

Выше мы уже привели один такой пример. Есть и другой – попроще. В установленный срок вы забыли застраховать свою автогражданскую ответственность – поехали утром на работу без полиса ОСАГО. Вас остановил автоинспектор и оштрафовал на 500 рублей согласно пункту 1 статьи 12.37 КоАП РФ («Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). Вы решили, что заедете в страховую в тот же день после работы, но вот неудача – по дороге вас снова остановил сотрудник ГИБДД. Может ли он снова применить к вам статью Кодекса и выписать еще один протокол за просроченное ОСАГО? Или еще чище: применить к вам пункт 2 той же самой статьи, где говорится о нарушителях, заведомо катающихся по дороге без «автогражданки» (штраф – 800 рублей)?

В том же самом Кодексе об административных правонарушениях есть статья 4.1, где говорится об общих правилах назначения административного наказания, и пункт 5 этой статьи, где черным по белому написано следующее: никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Значит ли это, что в течение месяца, недели или, на худой конец, текущего дня вы можете абсолютно свободно ездить по городу на незастрахованном автомобиле? Но как тогда понимать норму статьи 12.1 о повторном совершении административного правонарушения, наказание за которое куда более серьезное, чем за первое. Неувязочка, однако…

Чтобы разобраться в ситуации, необходимо снова взять в руки КоАП РФ и внимательно прочитать пункт 7 части 1 статьи 24.5. «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении». В нем говорится, что производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено в случае, если установлено, что уже имеется постановление о назначении административного наказания по тому же самому факту. Все, казалось бы ясно, но на практике часто возникают вопросы относительно применения данных норм.

А что говорит по этому поводу Верховный суд РФ? Несколько лет назад ему задавали вопрос о сроке, в течение которого возможно повторное привлечение лица к административной ответственности за длящееся административное правонарушение (например, за езду без полиса ОСАГО). Длящееся правонарушение – это когда вы не можете устранить его моментально или в течение определенного (короткого периода времени). Например, если вы разогнались до 200 км/ч – это нарушение ПДД не может считаться длящимся, так как вы можете устранить его моментально – достаточно лишь нажать на педаль тормоза. А вот езду на незарегистрированном ТС можно назвать длящимся – хотя бы потому, что для устранения нарушения вам придется поехать на этом авто в МРЭО для регистрации. Длящиеся административные правонарушения заключаются в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных законом.

В части 2 статьи 4.5 КоАП РФ говорится, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В Верховном суде посчитали: в том случае если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения.

Мудреное определение, не правда ли? На самом деле, Верховный суд не говорит о том, что возможно повторное привлечение к административной ответственности за одно и то же правонарушение. В его ответе говорится, что если прошел достаточный период времени для устранения нарушения и постановление по делу об административном правонарушении вступило в законную силу, то возможно привлечение к административной ответственности по той же самой статье за те же самые действия (бездействия). Правонарушение будет новое.

Таким образом, вопрос о том, является ли правонарушение длящимся, придется решать с остановившим вас повторно инспектором ДПС исходя из конструкции состава административного правонарушения. Этот вопрос может быть спорным и, скорее всего, автоинспектор пойдет вам навстречу. Он еще скорее сделает это, если вы продемонстрируете ему свою осведомленность в данном вопросе. В противном случае, решать вопрос придется в суде. Или платить дважды…

Вряд ли вам «повезет» настолько, что вас остановят дважды за один день и дважды оштрафуют за то, что вы просто просрочили на один день срок действия страховки. Но, как утверждают знающие люди, с нарушениями, которые предусматривают штраф на первый раз и лишение прав – при повторном нарушении, следует быть крайне осторожным. Есть еще в России хитрые «гаишники», которые любят проделывать с автомобилистами такие «штучки», в особенности тем, которые плохо знают свои права и нормы закона.

 

  • 1. Согласно п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации (приложение к ПДД) запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством РФ. Поэтому, Вы, Елена, правильно автору указываете, что надо оставить автомобиль на парковке и ножками идти в страховую компанию. 2. Примеры нарушений, которое нельзя устранить сразу, как "выписан" штраф, и нужно продолжать движение: а) движение по автомагистрали на транспортном средстве, технические характеристики или техническое состояние которого не позволяет достичь скорости 40км/ч. Поймали гаишники, оштрафовали? А что делать дальше? Стоять и ждать эвакуатор нельзя, т.к. это запрещено, как минимум нужно ехать дальше до ближайшего съезда или специальной площадки (кемпинга). А это, порою, может составить несколько десятков километров. б) перевозка опасных грузов транспортным средством, не имеющим допуска. Наказали водителя его, а она поехал дальше. Почему? Да потому, что перегружать опасный груз можно только на/в специально оборудованных площадках (помещениях). И никакой эвакуатор не поможет. И на штрафстоянку машину не отогнать. И все окружающие будут дальше подвергаться опасности. и другие
  • Часть 2. Таким образом, для того, чтобы вас повторно привлекли к ответственности, нужно соблюдение всех следующих критериев: 1) вам вручили копию постановления 2) вы его не обжаловали и прошло 10 дней со дня вручения (день вручения не засчитывается) или 2-1) вы обжаловали постановление, но его оставили в силе (тут пройдёт намного больше 10 дней) 3) прошло меньше чем год с момента, указанного в пунктах 2 и 2-1. 4) вы совершили нарушение в период между пунктами 2 (2-1) и 3. Не рассматривают ваше дело в этот период, а само нарушение должно быть в этот период. Как видите не только в течении одного дня, но и даже в течении одной недели вас не могут привлечь к административной ответственности за ПОВТОРНОЕ нарушение. Но это не значит, что если вас поймали с нарушение, то можно нарушать и вас никто не накажет. Накажут, только каждый раз по первой части как за впервые совершенного нарушение.
  • Часть 1. Автор написал много мудрёного, но всё не верно. В один момент, я даже подумал, что он всё-таки даст правильный ответ, поскольку был близок к этому. Однако, он так и не сделал. Поскольку вопрос о повторности - это далеко не всем понятная юридическая тонкость, я объясню так, что всем всё станет понятно, как только они прочитают мой комментарий. Обратив внимание на несколько обстоятельств: 1) повторное совершение однородного административного правонарушения - это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 4.3 п. 1 пп. 2) КоАП РФ) 2) Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ). 3) постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу минимум после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении (ст. 31.1 КоАП РФ). 4) Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
  • А законы все такие - нормального ответа не добьёшся.
  • Lev Iovlev
    Краткость - сестра таланта...)
  • По поводу ОСАГО не корректный пример. Вообще, передвигаться на авто без полиса ОСАГО водитель права не имеет. Т.е., его остановил сотрудник ДПС, он должен был припарковаться на ближайшей парковке и ехать своим ходом оформлять полис ОСАГО. И только потом снова садиться за руль... А получается, что человека оштрафовали, он сначала поехал (например) на работу, потом по делам компании, потом в магазин, и только потом в офис страховой продлять полис... И пусть все эти разъезды занимают всего день, он вообще не имел права пользоваться в этот день машиной. Поэтому, логично, что правонарушение считается повторным, если человека остановят на следующем перекрёстке. А вообще, мне даже интересно, какое правонарушение нельзя устранить сразу же после того, как выписан штраф... Мне пока такие в голову н еприходят. Если нет детского кресла... Мама (папа, любой другой сопровождающий) с ребенком выходят из машины, вызывают такси с креслом или едут на общественном транспорте (идут пешком) Сломалось что-то в машине, и её нельзя дальше эксплуатировать (например, тормозной шланг порвался)... Вызываешь эвакуатор, чинишь машину и только потом ездишь на ней... Всё это дорого и сложно) Но, если водитель собьёт пешехода, потому что не смог затормозить перед пешеходным переходом, если он будет инициатором аварии, и второй участник не сможет получить свою компенсацию по осаго, если он врежется во что-то, и ребенок без кресла перелетит через лобовое стекло- это куда хуже, ужаснее и т.д. и т.п.
  • Иван Дубовский
    Длящееся не длящееся сроков никаких нет и знание закона ничем тут к сожалению не помогает. А кто умничает тех гаишники не любят.
  • Igor Ivanov
    Я несколько раз перечитывал, но так ничего и не понял...
Перерыв на рекламу

Раз в неделю мы знакомим более 3 миллионов подписчиков с самыми интересными статьями и предложениями из мира автомобилей

Отправляя данные с этой формы, вы принимаете условия Пользовательского соглашения
Подписаться на материалы
Закрыть
Закрыть

Регистрируясь на данной форме, я принимаю Пользовательское соглашение и даю согласие на обработку персональных данных.
Закрыть