В нашем распоряжении оказалась памятка для водителей, выпущенная германским автомобильным клубом ADAC, в которой немецкие эксперты дают советы водителям, застрявшим в пробке. Зачем? Во-первых, чтобы не создавать дополнительные транспортные проблемы – себе и другим участникам дорожного движения. Во-вторых, правильное поведение в заторе поможет сохранить душевное спокойствие и, возможно, деньги. Некоторые водители, стараясь вырваться из затора, идут на нарушение ПДД. Этот поступок может создать предпосылки для аварии или, в лучшем случае, попасть под штрафные санкции. А в Европе, как известно, штрафы за нарушение ПДД гораздо выше, чем в России. Собственно, советы, опубликованные в памятке ADAC, касаются по большей части немецких водителей. Но и нам с вами они тоже могут пригодиться. По крайней мере до того момента, когда наша родная госавтоинспекция не составит схожий «мануал» для нас с вами.
Езда по обочине запрещена и в Германии, и в России. Правда, если в нашей стране «обочечник» может быть наказан за свое нетерпение штрафом в размере 1,5 тыс. рублей (пункт 1 статьи 12.15 КоАП РФ), в Германии его оштрафуют на 75 евро (более пяти тысяч рублей по текущему курсу).
Согласно п. 1.2 ПДД, обочина – это крайняя часть проезжей части, имеющая чаще всего другой тип разметки и обозначенная особой разметкой. Обочина нужна для перемещения по ней велосипедистов, пешеходов, машин, принадлежащих экстренным службам, коммунальным хозяйствам и т.д. Автомобили также могут выехать на обочину, но лишь для остановки (п. 12.1 ПДД). Как вы поняли, ехать по обочине обычному транспорту запрещено (п. 9.9 ПДД).
Другими словами, воспользоваться обочиной водитель может лишь для того, чтобы безопасно выпустить пассажиров или в случае каких-либо технических проблем (авто сломалось). В некоторых случаях обочина, отделенная от проезжей части непрерывной линией разметки, бывает такой же ширины, что и полосы для движения. Так почему нельзя использовать ее, чтобы побыстрее проехать место затора?
В Германии по обочине автобана пешеходы не ходят. А у нас это встречаются сплошь и рядом. Те водители, которые выезжают на обочину, могут создать опасную ситуацию для пешеходов, в особенности, в темное время суток. Кроме того, автомобили, свернувшие на обочину, спустя некоторое время «захотят вернуться» в «рабочий» (правый) ряд. И эта ситуация, как правило, тормозит движение еще больше, чем в случае, когда обочина остается незанятой транспортом.
Ну вот еще! Настроение в глухом заторе и так «на нуле», а тут еще вы требуете оставаться вежливым и предупредительным. Тем более, что практически каждый водитель, оказавшийся в пробке, уверен, что как раз ему и не дают проехать, что его ряд движется медленнее других. До тех пор пока вы будете препятствовать другим водителям перестраиваться перед вами или выезжать с прилегающих территорий, пробка не исчезнет. Она, наоборот, может лишь увеличиться.
В ADAC рекомендует руководствоваться принципом, когда машины в узком месте проезжают по очереди – сначала одна с правого ряда, потом одна с левого. В противном случае скорость преодоления проблемного участка будет падать. В худшем случае чрезмерная принципиальность водителей может привести к ДТП и увеличению протяженности затора.
Эксперты немецкого автомобильного клуба рекомендуют объезжать препятствия (медленные автомобиля) как слева, так и справа. В Германии ПДД разрешает такой маневр, но с некоторыми оговорками – левая полоса (для обгона) движется со скоростью не более 60 км/ч, а скорость обгоняющего справа должна быть минимум на 20 км/ч больше, чем скорость обгоняемого.
В России есть термин «опережение», который разрешает автомобилю двигаться со скоростью выше скорости потока в том случае, если он не выезжает со своей полосы. Что касается объезда справа, скоростных ограничений он в России не имеет. Может, нам следует присмотреться к правилам движения в пробке, принятым в Германии?
Разговаривать по телефону во время движения нельзя, а, если стоите в пробке, - можно. Главное слово в предыдущем предложении – «стоите». Интересная подробность: в Германии использовать мобильный телефон без устройства hands-free разрешено только при неработающем моторе.
Мораль: даже если пробка движется медленно, брать в руки телефон (чтобы позвонить начальнику или проверить смс от жены) не следует. Это опасно. Вот если затор стоит, да еще и двигатель выключен… В противном случае на дороге резко возрастает риск мелких ДТП. Чем их больше, тем длиннее пробка.
Не следует покидать транспортное средство в пробке – даже в том случае, если автомобиль стоит без движения на протяжении долгого времени. Логика в этом требовании есть и она понятна, правда, в случае с «мертвыми» заторами его мало кто соблюдает. Главное в этом правиле – не соблюдение безопасности, а организация движения. Не стоит далеко отходить от своего авто. Если пробка вдруг «поедет», необходимо реагировать быстро. Иначе она снова встанет - и надолго.
У нетерпеливого водителя могут сдать нервы и он захочет сдать назад – пробку объехать. В ADAC напоминают: сдавать назад в пробке или ехать против направления потока запрещено. Хотя бы потому, что этот маневр увеличивает вероятность попадания в ДТП.
В Германии за это можно получить штраф в размере 200 евро (около 13,7 тыс. рублей по текущему курсу) или даже лишение прав на месяц. У нас, согласно ПДД, движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот манёвр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. Запрещается движение задним ходом в России на перекрестке, в тоннеле, на пешеходном переходе, по автомагистрали, на ж/д переездах, на остановке, на участке с плохой видимостью (менее 100 м), на мостах, эстакадах, путепроводах, а также в местах, где запрещен разворот (п. 8.11 ПДД).
Попадает ли под этот запрет пробка на дороге? Сама по себе пробка – нет, но вот участок дороги, где стоит транспорт, - вполне. В России штраф за движение задним ходом там, где это запрещено, наказывается штрафом в размере от 500 (ст. 12.14 КоАП РФ) до 2 500 рублей (ст. 12.11 КоАП РФ).
Эта рекомендация относится исключительно к немецким водителям. В Германии водители в двух крайних левых рядах должны увеличить боковой интервал, чтобы «скорая помощь» или, например машина пожарной охраны могла проехать сквозь пробку (между рядами). За невыполнение этого правила в Германии существует штраф - 20 евро (около 1,4 тыс. рублей).
В России водители, стоящие в «мертвой» пробке, не станут оставлять пространство (коридор безопасности) для проезда «скорой» - хотя бы потому, что в него устремятся другие автомобили. Нашим следует посоветовать лишь одно: будьте готовы к тому, чтобы принять правее или левее и уступить дорогу спецтранспорту.