Если вы думаете, что производитель устанавливает цену на автомобиль, опираясь на расчеты по его себестоимости, вы глубоко заблуждаетесь. В цивилизованном мире ценообразование в автомобильном сегменте экономики происходит на основе программы, разработанной компанией JATO. Но в России этой методикой не пользуются. Почему?
Принцип назначения цены по JATO вообще не учитывает себестоимость или затраты производителя. Ведь себестоимость ничтожна и в итоговой цене продукта редко превышают 15%, а затраты на подготовку производства одной полностью новой модели не опускаются ниже €5 млрд и покрываются годами. JATO сравнивает опции конкурентов. Компьютер обрабатывает массив коммерческих предложений на конкретном рынке и предлагает свои наценки на товар. Представительство бренда взвешивает уровень собственной наглости, сопоставляет его с покупательской способностью населения, оценивает шанс схватить журавля в небе и в результате назначает цену автомобиля. На АВТОВАЗе поступают иначе.
Во-первых, учитывается «индекс усталости» работников в процессе создания модели, сформулированный Ильей Кормильцевым и процитированный группой Nautilus Pompilius в «Скованных одной цепью»: «Здесь мерилом работы считают усталость». Вне зависимости от полученного результата, на АВТОВАЗе всегда дают понять, что работали долго, трудно, отчаянно, себе во вред, нарушая КЗоТ и Трудовой кодекс РФ. Именно поэтому товар не может быть дешевым, ведь коллективу он обошелся дорого (в моральном плане). На АВТОВАЗе усталость была мерилом работы еще во времена СССР, а поскольку советская бизнес-модель предприятия неизменна до сих пор, данный критерий оказывает превалирующее давление на цену товара.
Во-вторых, АВТОВАЗ включает в цену собственную репутацию. Такое уникальное, уважаемое и любимое страной предприятие не в состоянии позволить себе продажу товара без четырехкратной наценки.
В-третьих, во всем виноваты смежники. Безалаберностью, несговорчивостью и нетехнологичностью они выручали еще с появления ВАЗ-2101. Уже тогда они обеспечивали алиби каждому руководителю завода, дававшему интервью прессе. Начиная с 1970 года, смежники масштабно подводили безупречное предприятие и не прекратили подрывную деятельность до сих пор, умело срывая поставки на конвейер, останавливая производство и устраивая скандалы с привлечением полпреда президента в федеральном округе.
В-четвертых, АВТОВАЗ всегда опережает время и выпускает автомобили, недосягаемые для конкурентов. АВТОВАЗ – синоним прогресса. А за столь передовой товар недопустимо просить как за примитив, давно освоенный остальными.
В-пятых, вся продукция предприятия безупречна по качеству. АВТОВАЗ держит первое место в мире по минимизации отзывных кампаний. Ни один завод в мире не может позволить себе отзыв бракованных автомобилей с периодичностью раз в 20 лет. Все фирмы проводят не меньше четырех-пяти отзывных кампаний за год, и только АВТОВАЗ умеет производить продукт, не нуждающийся в извинениях.
В-шестых, АВТОВАЗ производит автомобили с самым долгим сроком службы. По статистике ГИБДД, на учете до сих пор стоят машины 1970 года выпуска, составляя около 4% зарегистрированного автопарка.
Имея столько безупречных аргументов, АВТОВАЗ чрезвычайно квалифицированно и очень логично определяет цену на свои модели, всегда изумляя потребителя. Вы еще пытаетесь угадать стоимость Lada Xray, используя для этого старую институтскую методичку о правилах расчета себестоимости товара? Бросьте! Все равно не угадаете…