Как сообщает РБК со ссылкой на заявление некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» (СПТР, объединяет независимых трейдеров, торгующих нефтепродуктами в России), нефтяные компании искусственно ограничивают предложение топлива на биржевом рынке, формируя таким образом искусственный дефицит и провоцируя рост цен как на биржевом рынке, так и на АЗС. Трейдеры обеспокоены: в некоторых регионах уже наблюдается дефицит на АЗС, поэтому владельцы независимых сетей заправок вынуждены торговать топливом в убыток или с минимальной прибылью.
В СПТР называют в качестве основной причины резкого роста цен на бирже увеличение экспортного паритета – это когда нефтяники предпочитают гнать нефть на экспорт, ограничивая поставки на отечественный рынок. Еще одна причина - накопление запасов бензина к 1 апреля. Нефтяники таким образом хотят быть готовыми к периоду остановки НПЗ на ремонт, и поставляют меньше топлива на биржу. Если такая тенденция продолжится и дальше, то цены на заправках через три месяца могут прибавить до пяти рублей за литр. В противном случае, независимые АЗС могут просто прекратить торговать топливом. Независимую розницу спасет только рост продаж топлива на бирже.
Крупные нефтяные компании обязаны продавать на бирже не менее 10% производимого бензина и не имеют права резко увеличивать экспорт топлива, если это ведет к дефициту товара на внутреннем рынке. 19 марта Федеральная антимонопольная служба сообщила, что направила «Сургутнефтегазу» предостережение, так как компания в феврале увеличила поставки бензина на экспорт, не удовлетворив потребности внутреннего рынка. Если компания не устранит замечания ФАС, ей грозит оборотный штраф до 15%.
Представители нефтяных компаний, со своей стороны, пообещали до конца марта увеличить поставки бензина на биржу. Но работать себе в убыток они не намерены.
«Мы в какой-то период пошли навстречу властям и не повышали цены на топливо, даже снижали их, потому что в стране были выборы, - сообщили в одной из компаний. - А сейчас надо чем-то это компенсировать».
Факт: крупные нефтяные компании должны заботиться в первую очередь об интересах акционеров, а не владельцев независимых сетей АЗС. И уж, тем более, не о каких-то там автовладельцах. На самом деле у них и так огромные прибыли. Но ведь каждому хочется иметь еще больше?
А что сейчас? Пока тихо. Средние потребительские цены на бензин марок АИ-92 и АИ-95 в феврале 2018 года практически не изменились по сравнению с январем и составили соответственно 38,12 и 41,05 рублей за литр. Цены на заправках в Москве до середины марта почти не росли. 26 марта средняя цена АИ-92 выросла на столичных АЗС на 5 копеек - до 38,59 рублей за литр, а АИ-95 она выросла на 1 копейку - до 41,79 рублей за литр.