Исследование проводилось в июне 2024 года, в опросе приняли участие более 1000 профессиональных участников рынка постпродажного обслуживания автомобилей из 27 городов России.
Основной вывод, который был сделан, – число подделок на российском рынке автозапчастей выросло.
Какие товарные группы подделывают чаще? Как и годом ранее, на рынок чаще всего попадают поддельные масла и горюче-смазочные материалы. Эту группу товаров отметили 54% опрошенных профессионалов (в 2023 году – 31%).
На втором месте оказались фильтры – их назвали 35% опрошенных работников СТО. В прошлом году лишь 15% автомехаников сталкивались с поддельными фильтрами. Третье место по числу подделок занимают свечи зажигания - 33% опрошенных сталкивались с данными подделками (в прошлом году – 23%).
Выросла доля некачественных деталей подвески и рулевого управления (19% в 2024 году; 14% - в 2023-м).
По мнению экспертов, чаще всего подделывают те товары, которые легко «произвести» кустарным способом, и те, что использует большое количество покупателей. Также на выбор покупателей оказывает влияние «сила бренда».
Эксперты отмечают: минимум две трети рынка — это запчасти, которые водители покупают самостоятельно. При этом отличить подделку от оригинального товара бывает очень сложно, они близки по цене и упаковке до степени смешения. Прошли те времена, когда контрафакт различали по уменьшенным вдвое ценам. Сегодня если фирменное масло стоит на рынке тысячу рублей, контрафактом торгуют за… 999.
А как же фирменная упаковка, те же голограммы на канистре? Изготовителей поддельных запчастей и материалов это не останавливает.
Эксперты бьют тревогу: такого наплыва подделок запчастей не было с 2007 года.