Если он будет принят, российским дорожным службам разрешат класть асфальт и в снег, и в дождь, и в лютую стужу. Правда, с некоторыми ограничениями. Так, например, если минусовая температура на улице будет сочетаться с резким ветром, класть асфальт, согласно новому ГОСТу, будет запрещено. Нельзя также будет асфальтировать дороги при сильном ливне.
Как сообщает «Коммерсант», Росавтодор «забраковал» принятые ранее документы, разрешающие ремонтировать дороги в непогоду, признав их «нелегитимными» и «выпавшими из правового поля».
Первый вопрос: когда новый ГОСТ вступит в действие. Определенно утверждать нельзя: его первая редакция в настоящее время проходит общественное обсуждение (а вы, дорогая общественность, что-нибудь об этом знаете? — прим. «Мой Мотор»). Окончательная версия документа должна быть сверстана и передана на утверждение в ноябре этого года. Другими словами, к зиме должны успеть...
Первое, о чем следует знать тем, кто хочет класть асфальт в любое время года и при любой погоде, — что означает термин «неблагоприятные погодные условия». Таковыми будет считаться температура весной и летом — от +5°С до −10°С и от +10°С до −10°С — осенью и зимой.
Дорожным службам, желающим ремонтировать дороги по новому ГОСТу, надо будет помнить и строго исполнять следующие требования:
— при неблагоприятных погодных условиях асфальт с заводов нужно будет перевозить на машинах с подогреваемым кузовами или тентами. Так, если на улице «минус пять», смесь, которая перевозится в самосвале, не должна остывать быстрее, чем на 0,38 градуса в минуту.
— перед тем, как класть асфальт при неблагоприятных погодных условиях, необходимо перед укладкой верхнего слоя очистить от снега и грязи нижний слой дороги — при при необходимости обработать его реагентами и просушить специальными машинами. Эту процедуру запрещено использовать, если на улице мороз с ветром скоростью более 6 м/с, а также при осадках интенсивностью более 5 мм в сутки.
— хорошая новость: покрытия скоростных магистралей категории 1А и 1Б (это федеральные трассы типа М4) можно ремонтировать только в теплое время года.
Еще одна обнадеживающая новость заключается в том, что новые технологии ремонта дорог и экспериментальные асфальты (асфальто-бетонные смеси) планируется обкатывать не сразу на дорогах общего пользования, а на специально созданных для этого опытно-экспериментальных полигонах. Они позволят тестировать асфальт и дорожную инфраструктуру в разных климатических зонах.
Один такой полигон появится на севере — в зоне вечной мерзлоты. Другой будет организован в средней полосе, там, где наблюдается высокая интенсивность движения. Третий полигон построят на юге, на участках с горным рельефом. В покрытие будут встраиваться датчики, которые будут следить за состоянием полотна и передавать информацию (состояние покрытия, его деформации, температура, влажность грунта и т.д.) в реальном времени в единый аналитический центр.
Означает ли это, что через несколько лет дороги в России станут лучше, чем в Европе и Америке? Не знаем как насчет результата, а сам процесс обещает быть активным и... чрезвычайно затратным. Сообщается, что российские власти собираются вложить в дорожный ремонт и безопасность движения почти 5 трлн рублей. Такая «цифра» записана в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги».