Пункты технического контроля пустуют. Где же проверяют техническое состояние своих автомобилей российские автолюбители? Кто-то действительно заботится о собственной безопасности и проходит техосмотр легально, кому-то некогда тратить время на посещение пункта техконтроля ТС – последние получают диагностическую карту вместе с полисом ОСАГО от представителя страховой. И если в офисах СК получить фиктивную диагностическую карту не представляется возможным (та же история – при оформлении электронного полиса ОСАГО), то мелкие компании (страховые агенты) иногда оказывают услуги подобного рода. Разумеется, незаконно. В регионах больше и чаще, в столице.
По-видимому, предыдущая реформа техосмотра, когда контроль над ним был передан Российскому союзу автостраховщиков (РСА), не обеспечила достижения главной цели – загнать всех водителей на пункты техконтроля и, в конечном итоге, максимально повысить безопасность дорожного движения. Увеличилось количество фиктивных диагностических карт, а статистика ДТП, связанных с неисправностью транспортных средств, показала рост аварийности на дорогах страны.
За четыре года, прошедшие с того момента, как президент России распорядился навести порядок в системе техосмотра, была еще одна попытка реформировать этот процесс. В том случае инициатором изменений в законодательстве стало Министерство внутренних дел (МВД). Полицейское ведомство представило законопроект, в котором, в частности, предлагалось запустить обязательные выездные аккредитационные комиссии с участием в них представителей МВД. Бумагу отправили на согласование в правительство, где оно и было «замотано» чиновниками. Кабмин, отказав полицейским, между тем, обратил внимание на серьезность проблемы и… поручил заняться ею Министерстиву экономического развития.
В качестве главной причины провалившейся реформы называют некачественный техосмотр транспортных средств или его отсутствие (фиктивный техосмотр). Главное отличие новой реформы (той, что запускает Минэкономразвития) от предыдущей – смена регулятора, осуществляющего контроль за процессом проверки технического состояния транспортных средств. По некоторым данным, контроль за техосмотром предполагается передать государству – возложить его на Ространснадзор. Возможно, будет возвращен талон техосмотра, а водителей начнут штрафовать за его отсутствие. При этом, аккредитацию операторов техосмотра - частных компаний и индивидуальных предпринимателей, оставят, скорее всего, за РСА (ранее в МВД предлагали передать эту функцию Федеральной службе по аккредитации - Росаккредитации).
Что известно о предполагаемых изменениях в Федеральный закон «О техосмотре транспортных средств» прямо сейчас? То, что на рассмотрение правительства он будет отправлен еще до того, как на календаре начнется зима. Главная цель законопроекта – сделать так, чтобы операторы техосмотра не могли войти в сговор с автовладельцами и страховыми компаниями (агентами) и выдавали диагностические карты (талоны техосмотра) на основании реально проведенной процедуры технического осмотра автомобилей. А для этого надо хотя бы исключить возможность появления в этом бизнесе мошенников (в настоящее время оператором техосмотра может стать любой, кто предоставит регулятору весь необходимый набор документов – проверить его деятельность у регулятора нет возможности).
Это значит, что в будущем тщательные проверки бизнесменов от техосмотра будут обязательными – как плановые, так и внеплановые. Кроме того, будет введена процедура аттестации экспертов-техников. Раз в пять лет Ространснадзор (если, конечно, он получит право контроля над техосмотром) будет проводить подтверждение квалификации специалистов, которые осуществляют технический осмотр транспортных средств. Это понятно: автомобили становятся сложнее и техник, который занимается проверкой исправности ТС, должен быть квалифицированным – обретать новые знания, нарабатывать навыки (соответственно, и подтверждать свою квалификацию). Этому же ведомству поручат контроль за продажей фиктивных диагностических карт (речь идет о единой автоматизированной системе технического осмотра (ЕАИСТО), куда заносятся все случаи выписывания диагностических карт).
А что останется ГИБДД? Штрафовать автовладельцев за отсутствие диагностической кадры – силами «живых» автоинспекторов или с помощью технических средств (вопрос: есть ли у комплексов фотовидеофиксации нарушений возможность отслеживать подобные нарушения – прим. «Мой Мотор»).
Что говорят эксперты? Они сомневаются в том, что очередная реформа поможет навести порядок в системе техосмотра. По мнению аналитиков рынка, передача контроля за деятельностью операторов техосмотра в руки государственного регулятора, может, принести результат, но рассчитывать на то, что в один миг все вдруг изменится к лучшему, не приходится. С другой стороны, оставлять за РСА аккредитацию операторов техосмотра нельзя – страховщики уже показали свою заинтересованность в процессе выдачи диагностических карт и наплевательское отношение к тому, является ли автомобиль, выезжающий на улицу, исправным или нет. Сложно в таком случае рассчитывать на серьезную ротацию участников этого рынка.
Вместе с тем, нельзя говорить и о том, что РСА перешел на «темную сторону силы». В Москве, в частности, участились случаи проведения проверок операторов техосмотра, на слуху случаи закрытия плохо подготовленных или откровенно мошеннических сервисов. Но в регионах случаев распространения фальшивых диагностических карт еще немало. И с этим будут бороться – жестко и, хочется верить, принципиально.