Самый правильный тюнинг автомобиля советского производства можно было заказать на Вильнюсской Фабрике транспортных средств (ВФТС). Здесь готовили автомобили для участия в спортивных соревнованиях – переделке подвергался как кузов и салон, так и техническая «начинка» - мотор, трансмиссия, ходовая часть. Вильнюс уже давно не наш, ВФТС переименовали в EVA (экспериментальный завод), вазовские «копейки» и «шестерки» для ралли никто не готовит, но еще долго на территории бывшего СССР популярными были стеклопластиковые расширители колесных арок. Их и сейчас лепят на «Жиги» - это же круто!
Самый популярный элемент советского тюнинга – прозрачный набалдашник на рычаг коробки передач. Лучше, если с рисунком внутри – цветком, жуком, медвежьей лапой. Самый крутой вариант – залитая в смолу машинка. Кто не помнит золотой или серебряный фаэтон в янтарном блеске органического стекла… Красота!
Практически на каждой второй «Ладушке» водительское сиденье было усовершенствовано с помощью накидки из деревянных роликов. О подогреве сидений наши отцы и деды ничего не знали, а о массаже спины – похоже, больше нас с вами. Кроме полезной нагрузки (помощь затекшей спине) накидка служила украшением салона. Сейчас, кстати, такие тоже делают, только ассортимент – форма и цвет – гораздо шире.
Советские школьники на уроках рукоделия учились, кроме всего прочего, обматывать тонкой проволокой с разноцветной изоляцией стержень шариковой ручки. С возрастом опыт плетения совершенствовался и принимал новые, порой чудные, формы. Подростки делали из цветной проволоки замысловатые рисунки на спицах своих великов, а взрослые дядьки приноровились оплетать ею рулевое колесо. Говорили, что это не только красиво выглядит, но и способствует повышению безопасности – руки не скользят.
За границу в Советском Союзе ездили единицы. В подавляющем большинстве – в составе туристической группы. Тех, кто путешествовал по странам соцлагеря на собственном автомобиле, было еще меньше. И каждому, кто пересекал границы родины на авто, выдавали специальную наклейку «SU». Этот аксессуар ценился на рынке больше, чем, например, иностранное масло или новая помпа. Наклейка на стекле поднимала владельца на новую высоту в глазах друзей и сослуживцев.
Еще один характерный элемент тюнинга – переводные картинки с изображением фотомоделей. Кто она, эта красотка, которая улыбается вам с «приборки» ВАЗ-2103, никто не знал. Да это было и не важно. Некоторые переводили на пластик Аллу Пугачеву или Анне Вески, кто-то на свой страх и риск клеил изображение девушки в бикини. Журнал «За Рулем» называл такое украшательство буржуазной пошлостью, но люди все равно гонялись за переводными картинками, чтобы, получив одну такую, развести в горячей воде и затем с величайшей предосторожностью (не дай бог, порвется или расползется – что частенько и случалось) разместить ее в салоне автомобиля.
Некоторые водители размещали на брызговиках и дверях катафоты (светоотражатели). Особым шиком считалось прикрепить такой на антистатик-заземлитель – резиновый хвост, торчавший из-под кузова в задней части авто. Сегодня встретить машину, которая бьется током, практически нереально. Но раньше, видимо, это было в порядке вещей.
Раньше считалось, что «Лада», которую продавали в странах соцлагеря, во всех отношениях круче «Жигулей», предназначенных для реализации на отечественном рынке. Немногие в СССР могли похвастать наличием реэкспортного ВАЗ-2103. Остальные использовали для солидности полупрозрачную (солнцезащитную) пленку в верхней части лобового стекла с надписью «AVTOEXPORT». Были и другие варианты, попроще - Sport, Lada, Мoskvich, Rodeo.
Интересная деталь: еще при Советах обклеивание рамки лобового стекла бахромой от скатерти или настенного ковра, а также установка пластмассовых жалюзи на отверстия в капоте считалось прерогативой жителей южных республик. А вот подкладыванием монет под уплотнитель стекла баловались в основном водители грузовиков и автобусов. Была еще корона на передней панели, но этот атрибут придумали уже в конце «жизненного цикла» СССР – подсмотрели в голливудских фильмах.
«Елочек-вонючек» в СССР не продавали. Но уже тогда автовладельцы вешали украшения на зеркальце – чертиков, рыбок, какие-то странные узоры из ниток и тесьмы, человечков из капельниц и шприцов. Компакт-диски? Нет, это уже было потом – в конце 90-х.
Еще были «противотуманки» Hella, пластиковые жалюзи на заднем стекле и уголки на боковых, чудовищные кукольные головы на фаркопе и тарелки «Фрисби» на фарах… Всего и не упомнишь. Может, вы вспомните что-то еще? Не стесняйтесь, поделитесь своими знаниями в комментариях.