Банк России по итогам заседания Экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг поручил Российскому союзу автостраховщиков (РСА), а тот, в свою очередь, заказал Научно-исследовательскому институту автомобильного транспорта (НИИАТ) исследование на предмет применения б/у запчастей при ремонте автомобилей по ОСАГО.
Интересная деталь: заинтересованность в том, чтобы ставить на авто детали, бывшие в употреблении, возникла у регулятора и/или РСА не сегодня. Указанный выше экспертный совет состоялся еще год назад. И с тех пор в СМИ время от времени появляются «вбросы» о том, что употреблять в пищу мух и сверчков… б/у автодетали в первую очередь сократит сроки ремонта автомобилей.
Полное название исследования научно-исследовательской работы звучит так:
«Разработка научно-обоснованных предложений по техническим требованиям к использованию комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), бывших в употреблении, при выполнении восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, обеспечивающим безопасность эксплуатации транспортных средств после выполнения восстановительного ремонта».
Исследование состоит из нескольких частей, первая обобщает международный опыт. Так, согласно полученным данным, в международном законодательстве поименован ряд компонентов транспортных средств, относящихся к категориям, которые не должны повторно использоваться при производстве новых транспортных средств. Это
- подушки безопасности;
- ремни безопасности;
- сиденья со встроенными ремнями или подушками безопасности;
- устройства блокировки рулевого управления;
- электронные блоки управления (иммобилайзеры);
- системы последующей обработки выбросов, глушители и т. д.
А остальные?
Важно: при замене детали на бывшую в употреблении запчасть она не должна ухудшать безопасность транспортного средства. В большинстве стран владельцам предлагается возможность использовать переработанную или бывшую в употреблении деталь, эквивалентную новой оригинальной детали, при ремонте или замене автомобилей, гарантийный срок которых закончился.
Кроме того, первый этап исследования, проведенного НИИАТ, показал, что при использовании бывших в употреблении запасных частей вместо отсутствующих новых компонентов простои в ремонте, вызванные отсутствием запчастей, могут быть сокращены на 80-90%.
Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев на пресс-конференции заявил: «По статистике, большая часть запчастей, подлежащих замене при ремонте по ОСАГО - это бампера, крылья, капот и двери - то есть такие, использование вместо которых б/у запчастей вряд ли сделает автомобиль менее безопасным. Но именно нехватка этих популярных запчастей является причиной снижения доли ремонтов».
«Кроме того, - добавил он, - сейчас, из-за ухудшения ситуации с расчетами с рядом дружественных стран, поставки новых запчастей еще задерживаются. Во многом решить эту проблему может использование б/у запчастей».