Москвич Александр Малышев разработал четырёхместный сити-кар Mirrow Provocator, длина которого совпадает с длиной Smart Fortwo предыдущего поколения. Машинка по сути рамная, а модульный кузов - комбинация полимеров, в том числе полученных при переработке вторсырья. Выглядит как очередной студенческий проект, но автор - 42-летний бизнесмен, хотя и не связанный с автопромом.
В проекте не прописаны ни целевые эконормативы, ни расход топлива, зато указана желаемая динамика — разгон до 100 км/ч за 8,7 с, "максималка" - 140 км/ч. Переднеприводной машинке хватит бензинового или дизельного трёхцилиндрового турбомотора объёмом до 1,5 л из тех, что найдутся на рынке. Коробка передач — любая. Малышев вообще не собирается выпускать «Провокатора», он намерен продавать лицензию на проект и, возможно, поставлять заинтересованным фирмам кузова, изготовленные на действующих полимерных предприятиях. Причём базовую цену можно, по его словам, удержать на уровне 3500−4500 евро, то есть 315 000 рублей. Сегодня самый дешёвый Ravon Matiz без подушек и АБС стоит 314 тысяч.
Идея проекта возникла в 2013 году. Собственные расчёты показали, что сокращение длины автомобиля — эффективный способ борьбы с пробками: короткие машинки повышают пропускную способность дорог. Под этим-де соусом можно подать Mirrow государству, например. Первый прототип OneDoorCar (ODC) в соответствии с названием имел лишь одну заднюю дверь. Теперь пришло понимание необходимости боковых эвакуационных проёмов. На компоновочное решение поданы международные патентные заявки. Над проектом Малышев работает, привлекая фрилансеров.
Пока есть только 3D-модель, на основе которой сделаны приведённые здесь рендеры. Идёт поиск инвесторов и спонсоров для создания неходового полномасштабного макета, который надо возить по выставкам. Александр ведёт переговоры с химическими концернами: говорит, те проявляют интерес. Автор убеждён, что у машин вроде «Провокатора» есть перспективы и в коммерческом сегменте. Модульными могут быть развозной и курьерский транспорт, мини-фургоны, фудтраки, такси и так далее. При необходимости можно изготовить удлинённые до 3,5 м версии на шесть мест или больший объём грузов. (Подобное решение предлагало в 2010 году ателье Pininfarina.)
Если название Provocator в переводе не нуждается, то значение слова Mirrow стоит прояснить. Оно образовано слиянием Mirror и Tomorrow: машина как отражение будущего. Прототип вызывает массу вопросов, прежде всего — в плане безопасности. Малышев хочет чуть ли не 12 надувных подушек, но при этом люди у него уязвимы в случае ударов сбоку и сзади, а проход завален вещами. Нам симпатична лицензионная модель, по которой выпуском занимаются специализированные компании. Однако рыночная ниша, на которую претендует Mirrow, не пустует: созданием модульных проектов кто только не занимается. Впрочем, наш читатель просто хочет знать общественное мнение, и мы можем ему помочь.
А теперь о машинке. Длина концепта в точности соответствует старому хэтчу Smart Fortwo (2695 мм). При этом машинка значительно шире, чем новый Smart Forfour: 1980 мм без боковых зеркал против 1665 с зеркалами. Высота ни с какими Смартами несопоставима — 2045 мм (в салоне от пола до потолка — 1800).
Небольшие двери по бокам предназначены исключительно для аварийной эвакуации из автомобиля. Для максимальной жёсткости кузова они расположены высоко от земли и снабжены силовым элементом, играющим роль «щита безопасности». Набор подушек избыточен — 12 штук.
Доступ в салон осуществляется через сдвижную заднюю дверь с проёмом 170×60 см, а кресла расставлены по бокам от центрального прохода.
Широкий проход по центру автомобиля используется для перевозки багажа: там будто бы можно разместить несколько чемоданов или пару велосипедов. (Процесс погрузки/выгрузки представляется с трудом: потребуется грузчик?) Чтобы при аварии поклажа не летала по салону, будут предусмотрены специальные крепления.
Платформу, мотор и коробку автор намерен получить у существующих автопроизводителей, возможно, азиатских. Под полом есть место для батарей — возможен гибрид или даже электромобиль с запасом хода 350−400 км. Целевые рынки — Индия, Китай и даже Япония.
Сменные полимерные блоки выполняют защитную функцию и могут служить средством индивидуализации. Как ни пародоксально, но создатель этого малыша передвигается на пикапе Nissan Titan с четырёхместной кабиной.
Комментарий специалистаПо нашей просьбе экспертную оценку проекту Mirrow Provocator дал Игорь Ермилин, советник президента Российской автомобильной федерации, главный конструктор проекта Marussia.
«Концепция любопытная и, возможно, имеет право на существование. Кажется, несколько узковаты дверь и проход. Особенно для зимней одежды. Думаю, это можно проверить только на посадочном макете. Дизайн привлекательный, интерьер несколько простоват. Решение с одной дверью интересно, но в ряде случаев непрактично, когда водителю потребуется выйти при трёх пассажирах, чемоданах, сноуборде и паре горных велосипедов в салоне, — объясняет Игорь Ермилин. - Несминаемый каркас и отсутствие деформируемых зон могут привести к превышению критических значений замедлений при краш-тестах. Чемоданы и остальное в проходе тоже могут быть опасны при авариях и опрокидываниях. Близкое соотношение базы и колеи сделает автомобиль рыскающим при движении, а в совокупности с огромной парусностью — и опасным на скоростях больше 100 км/ч и боковом ветре. Заявленная цена вызывает сомнение. Но машина симпатичная и при более детальной проработке может быть востребована».