Об этой истории писали много, но пока еще никто не удосужился остановиться на законности действий автовладельца, сотрудников ГИБДД и эвакуаторщиков АМПП («Администратора Московского парковочного пространства»).
Мы не обладаем всей информацией по поводу того, что произошло 13 января около полудня недалеко от столичного аэропорта. Но и на том, что есть, можно сделать определенные предположения и выводы.
Итак, водителя автомобиля Kia по имени Зариф остановил на дороге инспектор ДПС. По словам владельца машины Владимира (того, что позже приехал на место и, поняв, что авто ему не отдадут, спрыгнул с эвакуатора и уехал), документы на машину у водителя были в полном порядке (СТС, права, страховка). ДПСники «докопались» до того, что автомобиль имеет лицензию такси и, судя по всему, вменили водителю нарушение по статье 11.14.1 КоАП РФ (Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси). Но если на машине нет соответствующего обозначения (такси), а водитель в данный момент не везет пассажиров, а использует машину в личных целях, в этом случае указанная выше статья КоАП РФ не применяется.
В том случае если таксист находится «при исполнении» (везет пассажиров или едет на заказ), он действительно должен иметь с собой пакет документов (в частности, лицензионную карточку или свидетельство о регистрации в службе такси, патент или разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа, путевой лист и т.д.), отсутствие которых предусматривает отстранение его от управления транспортным средством и эвакуацию автомобиля на спецстоянку. При этом его автомобиль действительно должен иметь цветографическую схему легкового такси и/или опознавательный фонарь на крыше.
На видео видно, что никаких опознавательных элементов «такси» на автомобиле нет. Более того, владелец авто подтвердил, что Зариф ехал на нем по своим делам. Таким образом, причин для отстранения последнего от управления транспортным средством не было.
Итак, документы на авто в порядке, причин сомневаться в том, что автомобиль не используется в данный момент в качестве такси, нет. Почему тогда «гаишники» отстранили Зарифа от управления и вызвали эвакуатор? Непонятно.
Давайте предположим, что такие основания для эвакуации Kia Rio у сотрудника ГИБДД были (все они указаны в статье 27.13 КоАП РФ). Что в этом случае должен был сделать автоинспектор?
По правилам, «гаишник», который принимает решение о задержании транспортного средства, вызывает эвакуатор АМПП, а сам остается на месте задержания и ожидает, пока эвакуатор, который осуществляет перемещение автомобиля-нарушителя на штрафстоянку, не начнет движение. Если к этому времени на месте появился хозяин автомобиля (причина задержания ТС устранена), он обязан вернуть машину законному владельцу.
Судя по всему, «гаишник», остановивший автомобиль, не стал дожидаться, когда машину поднимут на платформу и... свалил. А эвакуаторщики без него не имеют права возвращать автомобиль владельцу. Вот они и ждали, пока приедет ГИБДД и отменит постановление.
Что будет владельцу автомобиля (тому, кто спрыгнул с платформы эвакуатора)? Нам кажется: ничего не будет. За нарушение ПДД (если оно действительно имело место) отвечает водитель. Машину законному владельцу, прибывшему на место до того, как эвакуатор начал движение, вернуть должны были. А что на месте не оказалось человека, который должен был принять решение о ее возврате законному владельцу, то это не вина Владимира. Если его будут «нагибать», он сможет успешно обжаловать любое решение.