В России может появиться автобан. Нет, вы не ослышались! Речь действительно идет о шоссе, на котором отсутствуют какие-либо скоростные ограничения. Вероятнее всего, первой такой трассой станет платная автомагистраль М11 "Москва - Санкт-Петербург". Чиновники призывают подходить к подобному решению взвешенно, общественники называют его актуальным, а рядовые автолюбители предвкушают веселые "покатушки". Главный вопрос: ну когда же, когда?
Первым, кто проговорился о возможности появления в России автобанов, был председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах. Он рассказал журналисту одного из столичных изданий о том, что работа в этом направлении уже ведется: собирается необходимая статистика. После окончания строительства автотрассы М11 «Автодор» как ее владелец может обратиться в правительство.
В кабмине вопрос превращения платной автодороги в скоростной автобан не вызвал негативных эмоций. Наоборот, заместитель министра транспорта Николай Асаул подтвердил: ведомство рассмотрит заявку владельца дороги – изучит представленную техническую документацию и, возможно, даст ей (заявке) положительную оценку. Но лишь в том случае, если будет подтверждена безопасность полотна при движения по нему на высокой скорости.
«Мы собираем статистику по платным скоростным участкам трасс, которые уже действуют, - рассказал Кельбах. - Это, в первую очередь, участки на магистрали М4 «Дон». В некоторых местах максимально разрешенная скорость там 130 км/ч. И уже сейчас статистика скапливается достаточно положительная: на скоростных платных участках у нас снижается количество ДТП, снижается количество раненых и погибших».

Если решение будет положительным, на трассе М11 впервые в России будет реализован опыт немецких автобанов. Глава «Автодора» напоминает, что ограничения все-таки возможны. В зависимости от метеоусловий на трассе вводятся временные ограничение или рекомендованная скорость движения. Ее доносят до водителей через систему электронных информационных табло.
Еще одним ограничением на движение по первому российскому автобану может стать… возраст и возможности транспортного средства. Но в этом случае водителям дадут самим оценивать возможности своего автомобиля и, соответственно, выбирать скорость движения.
«Пока вопрос отмены ограничений скорости на трассах не рассматривался, - рассказал журналистам Николай Асаул. - Для этого пока нет соответствующих оснований. Но если собственник платной дороги выйдет с соответствующей инициативой, мы ее рассмотрим».
А что по этому поводу думают в ГИБДД? В госавтоинспекции от комментариев отказываются. Они еще не готовы вести дискуссию на этот счет, но предупреждают о том, что соответствующие изменения должны быть внесены в Правила дорожного движения. Инициатором поправок в ПДД могут стать федеральные министерства.
Представители общественных организаций, со своей стороны, поддерживают идею автобана М11 «Москва – Санкт-Петербург» целиком и полностью. По словам главы Федерации автовладельцев России Сергея Канаева считает, для автомобилистов отмена скоростного лимита на трассе станет настоящим (более того – долгожданным) подарком.

«Если мы говорим, что трасса М11 платная, то люди ожидают от нее, в том числе и сокращения времени в пути, - говорит эксперт. - Сегодня путь от Москвы до Санкт-Петербурга на машине можно преодолеть приблизительно за 9-10 часов. При отмене скоростного лимита это время можно сократить вдвое».
Канаев считает, что новая автотрасса «Москва – Санкт-Петербург» не должна быть единственной – таких дорог может быть (нет, должно быть) больше.
«Многие думают, что повышение допустимой скорости движения не ведет к серьезным ДТП, - рассказывает эксперт. – Однако современные автомобили способны спокойно держать скорость в 180 км/ч. Поэтому нужно изучить мировой опыт организации скоростных магистралей и найти способ применить его в России».
Руководитель ФАР согласен с тем, что если в стране появятся автобаны, необходимо будет проработать вопрос допуска на них. При этом следует учитывать две важных составляющих безопасности: технические характеристики автомобиля, а также опыт и подготовку водителя. Возможно, все-таки придется вводить некоторые ограничения, чтобы новички не использовали скоростную магистраль как место для веселых «покатушек» или гонок.
Другие эксперты придерживаются того же мнения. Профессор кафедры строительства и эксплуатации дорог Московского автодорожного института (МАДИ) Владимир Носов отмечает: высокоскоростная автомагистраль должна соответствовать ряду критериев для поддержания безопасности.

«Любая автодорога проектируется, исходя из так называемой «расчетной скорости», - сказал Носов. - Она, в свою очередь, складывается из следующих факторов: радиус поворотов, дальность обзора, крутизна уклонов и многих других. То есть обеспечить безопасность на высоких скоростях можно, если на дороге плавные повороты, длинные пологие спуски и подъемы, есть разделительная полоса и отбойник как между разными направлениями движения, так и по обочинам. Помимо этого трасса должна быть освещена и пролегать на удалении от населенных пунктов. И, конечно, важно высокое качество дорожного покрытия».
Есть ли в России дороги, в полной мере удовлетворяющие этим требованиям на всем своем протяжении? Таких дорог нет, есть лишь отдельные участки на федеральных трассах. Например, автодорога М4 «Дон». От Москвы до Воронежа есть много хороших скоростных участков. К таким можно отнести и те участки автотрассы М11, которые уже работают. В Центральном федеральном округе есть еще участки, на которых можно было бы ввести более высокий скоростной режим.
Новый платный участок трассы М11 в Московской области открыт декабре прошлого года. Он протянулся в обход Химок от МКАД до 58-го километра трассы М10 «Россия» (в сторону Солнечногорска). До аэропорта Шереметьево дорога состоит из 10 полос, от Шереметьева до Зеленограда на магистрали остается 8 полос, а от подъезда к Зеленограду до примыкания к М10 - четыре.
Максимальную скорость движения на участке трассы «Москва — Санкт-Петербург» в обход города Вышний Волочек планируют поднять до 130 км/ч уже в первом полугодии 2016 года. Данный отрезок дороги стал платным в сентябре прошлого года. Такой скоростной режим уже действует на некоторых участках трассы М4 «Дон». Проехать «с ветерком» можно по отрезкам с 51-го по 71-й км и с 76-го км, на остальном протяжении максимальная скорость ограничена 110 км/ч.