Главная особенность асфальтобетонной смеси, которая впервые будет использована при строительстве автотрассы «Таврида» в Крыму, состоит в увеличенном сроке службы покрытия — с 4-5 лет в настоящее время до 12 лет. В ближайшие два года в России планируется построить и реконструировать около одной тысячи километров дорог с использованием новой технологии.
«Суперасфальт» — это не наше изобретение. Подобную технологию уже используют в США. Но наши эксперты утверждают: слепо копировать американский опыт наши не станут. Америка расположена по большей части в другом климатическом поясе; еще не известно, «приживутся» ли их технологии укладки асфальта на наших просторах.
Рассчитывать на то, что всю Россию покроют «суперасфальтом» также не приходится. Отмечается, что он необыкновенно дорог (он в среднем в два раза дороже асфальтобетонной смеси, которая готовится по старому советскому ГОСТу). Поэтому, скорее всего, такой вид покрытия будут использовать только в рамках крупных федеральных проектов.
Как сообщили «Известия», новая технология позволяет подобрать асфальтобетонную смесь с техническими характеристиками, установленными под конкретные условия эксплуатации в зависимости от климата и транспортных нагрузок.
Она основана на методах высокотехнологичного проектирования Superpave, основным компонентом которого является выбор вяжущего материала — того самого, что и определяет долговечность покрытия. Еще одна особенность — при укладке нового покрытия применяются материалы, которые использовались при строительстве старого.
В Росавтодоре подчеркивают: прежняя методика подбора и оценки качества асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128 морально устарела и уже не позволяет добиться существенного увеличения сроков службы дорожных покрытий. Новая технология тестировалась на трассах страны в течение трех лет, после чего было принято решение о ее переводе «в национальные стандарты и гармонизации с базой техрегламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».
Чтобы почувствовать «суперасфальт» под колесами своего авто, не надо ехать в Крым. С использованием нового метода укладки покрытия уже построено большое количество участков дороги, в основном, в столичном регионе и на Северо-Западе страны. Методология объемного проектирования асфальтобетонных смесей использовалась на участках трасс А-114 Вологда—Тихвин, М-5 «Урал», А-108 Московское большое кольцо. Всего построено порядка 550 км федеральных автодорог.
В Крыму с применением технологии Superpave уложено 8,6 км дороги на подходе к Крымскому мосту со стороны Керчи, а также 190-километровый участок трассы «Таврида» (открыт для движения транспорта в конце 2018 года).
На самом деле, говорить о том, что «суперасфальт» поможет справиться с одной из вечных проблем России — бездорожьем — пока рано. Надо посмотреть, как он будет вести на тех участках, где он уложен. Возможно, придется вносить какие-то коррективы в методологию его приготовления и укладки применительно к нашим российским условиям.