Возьмем конкретный пример, на основании которого Верховный суд принял соответствующее решение. Как сообщила "Российская газета", в августе 2014 года гражданка Любишина попала в ДТП - она не справилась с управлением, в результате чего автомобиль опрокинулся. В момент аварии в салоне машины находилась гражданка Балбарова, которая получила тяжкие повреждения, и ее дочь, которая погибла. Также в машине был собственник автомобиля по фамилии Федоров.
Виновницей этого происшествия признали Любишину - она находилась за рулем в момент аварии. Однако уголовное дело в отношении нее было закрыто - следователи не нашли в ее действиях состава преступления (по части 3 статьи 264 УК РФ). В свою очередь гражданка Балбарова (напомним, в происшествии погибла ее дочь) и ее супруг обратились в суд с иском о компенсации им морального вреда. За гибель дочери - в размере миллиона рублей, а за нанесение тяжких телесных повреждений матери - в размере 500 тыс. рублей.
Районный суд счел требования законными (правда, частично), взыскав с водителя автомобиля компенсацию в размере одного миллиона четырехсот тысяч рублей. На этот раз с решением суда не согласилась Любишина. Она заявила, что не является собственником автомобиля - не управляла им на основании доверенности либо на ином законном основании, поэтому она не может считаться надлежащим ответчиком. Ответственность, по ее мнению, должна быть возложена на Федорова, как на собственника авто. Тем более, что в момент аварии он находился в машине - да еще и в пьяном виде.
Скажете, бред? А вот Верховный суд республики Бурятия согласился с ее доводами, указав, что управление автомобилем по устному поручению собственника не дает оснований считать ее законным владельцем источника повышенной опасности. Короче, суд высшей инстанции взял и отменил решение районного суда.
На этот раз с решением суда не согласился собственник автомобиля Федоров. Он обратился с кассационной жалобой в Верховный суд РФ, который, в свою очередь, отменил апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда республики Бурятия как незаконное. Дело было отправлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Давайте разбираться. Первое, о чем хотелось бы напомнить, - о том, что в настоящее время доверенность на право управления автомобилем (нотариальная или в простой письменной форме) при проверке документов у водителя не требуется - достаточно, чтобы он был вписан в полис ОСАГО. Таким образом, сегодня трудно найти водителя, у которого на руках была бы доверенность от собственника. Значит ли это, что водитель может уйти от ответственности в случае, подобном тому, что описан выше?
В пункте 1 статьи 1079 Гражданского кодекса говорится, что владелец средства повышенной опасности (автомобиля) обязан полностью возместить причиненный вред. Если в отношении человека оформлена доверенность на управление транспортным средством, то он признается его законным владельцем, когда автомобиль передан ему во временное пользование и он использует его по собственному усмотрению. Если в обязанности лица, на которое была оформлена доверенность, входит лишь управление машиной в интересах другого лица, и за это ему выплачивается вознаграждение (водительские услуги), владельцем источника повышенной опасности такое лицо не считается.
Верховный суд решил, что Любишина, управляя транспортным средством без письменной доверенности, но при наличии водительского удостоверения и в присутствии собственника, использовала автомобиль на законном основании. А вот нижестоящий суд, по представлению ВС РФ, не исследовал вопрос об оказании ею водительских услуг, а иных оснований для освобождения Любишиной от ответственности за причиненный вред не установлено.
И что же получается? Стать владельцем автомобиля (не собственником) легко. Для этого достаточно иметь права и получить согласие от собственника. Причем в любом виде - можно и устное. Можно оформить доверенность у нотариуса, а можно просто сказать: я тебе доверяю. Подтверждением того, что водитель - доверенное лицо хозяина машины, является запись в полисе обязательного страхования автогражданской ответственности перед третьими лицами. Вместе с правом управлять машиной такой автовладелец берет на себя (по закону) всю ответственность за свои действия.