На самом деле, проблема между российским ГАЗом и немецким «Фольксвагеном» глубже и сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Напомним, в отличие от Renault, активы VW в России не были переданы государству за 1 евро. «Фольксваген» искал покупателя и, похоже, нашел его в лице дилерской компании «Авилон». В начале весны в российских СМИ появилась информация о том, что на бывшем заводе Volkswagen в Калуге может начаться производство автомобилей Chery.
А чуть позже стало известно о том, что «Группа ГАЗ» потребовала признать недействительным расторжение соглашения с Volkswagen о контрактной сборке автомобилей в Нижнем Новгороде. Суд удовлетворил ходатайство ГАЗа и наложил арест на доли в российском представительстве Volkswagen и в подконтрольных ему юрлицах. Интересная деталь: изначально ГАЗ требовал от бывших немецких партнеров 15,6 млрд рублей. Цены растут…
Не трудно догадаться, что «Группа ГАЗ» тоже хотела приобрести Volkswagen. И, похоже, Олег Дерипаска был уверен в победе. Что дало ему основание так думать?
В апреле немецкий «Шпигель» опубликовал статью, в которой говорится о тайном письме бывшего руководителя австрийской компании Magna Steyr, экс-председателя совета директоров «Группы ГАЗ» Зигфрида Вольфа (в настоящее время он входит в наблюдательные советы немецкого производителя автокомплектующих Schaeffler, а также автоконцерна Porsche SE, контролирующего автоконцерн Volkswagen AG) президенту России Владимиру Путину. В своем послании авторитетный европейский предприниматель предложил руководству России задействовать промышленные площади VW в Калуге и Нижнем Новгороде для производства автомобилей… «Волга» и «Победа».
Напрашивается аналогия с московским «Москвичом». Только круче! Если в Москве собирают «китайцев», Вольф предложил изготавливать в Калуге и Нижнем Новгороде перелицованные автомобили «Фольксваген» и «Шкода» и называть их «Волгой» и «Победой». Чувствуете разницу?
Второе отличие состоит в том, что завод «Рено Россия» достался столичному правительству бесплатно, а Вольф попросил за свои «услуги» 60 млрд рублей.
Запустить новое производство да еще и под действием санкций за 60 млрд невозможно — это вам любой главный редактор скажет. Столь незначительную сумму немецкий предприниматель объяснил полной поддержкой концерна «Фольксваген» в этом вопросе. Помощь немецкого партнера и лояльность со стороны российского руководства позволили бы собирать в России до 270 тысяч автомобилей «Волга» в год.
Немецкие и российские журналисты обратились к руководству Volkswagen AG и Porsche за разъяснениями. И те сообщили, что ничего не знают об инициативах господина Вольфа возродить легендарную российскую марку автомобилей за счет немецких технологий. Компания «Промавтоконсалт», которую действительно контролирует немецкий бизнесмен, числится в списке тех, кто был заинтересован в приобретении имущества Volkswagen в России, вместе с тем топ-мененджмент VW никаких преференций в этом плане ему не давал.
Кого обманул господин Вольф: Путина, Volkswagen вместе с Porsche или Дерипаску? Это еще предстоит выяснить. Но, по всей видимости, на ГАЗе были уверены в том, что станут владельцами активов Volkswagen в России и даже потратили какие-то деньги для продвижения будущих проектов (пока официально не озвученных).
Об этом, в частности, говорит и тот факт, что российский завод немецкой фирмы Schaeffler, выпускающий автокомпоненты, недавно перешёл в собственность той самой компании «ПромАвтоКонсалт», которой владеет тот самый Зигфрид Вольф — скорее всего, в интересах «Группы ГАЗ».
Судя по тому, как разворачиваются события, Дерипаска и Вольф сдаваться не собираются.