Не так давно эксперты агентства «Автостат» выяснили, что визит в автосервис для большого числа автомобилистов в России сродни походу к стоматологу. Больше всего автолюбители боятся, что их обманут - навяжут дополнительные услуги или «починят» то, что и так неплохо работало. Самое интересное, что их страхи оправданы.
Девушка на «Пежо» обратилась в автосервис по банальной причине: «внизу что-то воет». Автосервис вынес вердикт: износ подшипников вариатора, агрегат требует замены целиком. Так как гарантия закончилась, автовладелец платит сам за новый CVT, цена которому 90 тысяч. Плюс работа…
Вариатор ставят новый, автовладелица покидает автосервис «на колесах», все счастливы! Руководство радуется вдвойне, потому что через неделю к нему обращается другая девушка на «Пежо» с жалобами на гул. На ее авто ставят новый вариатор – ну не совсем новый; тот, что был снят неделю назад с другого автомобиля и счастливо отремонтирован.
Наверное, уже все знают, что автосервис при выполнении работ по ремонту или обслуживанию авто возвращает автовладельцу комплектующие – те, что были заменены (включая пустые банки при замене масла или, например, «тормозухи»). Но как быть с вариатором?
На этот счет есть Постановление правительства РФ N290 от 11 апреля 2001 года «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств». В нем сказано, что «после исполнения договора или отказа потребителя от его выполнения исполнитель обязан выдать потребителю справки-счета на вновь установленные на автомототранспортное средство номерные агрегаты, представить потребителю отчет о расходовании оплаченных им запасных частей и материалов и возвратить их остатки либо с согласия потребителя уменьшить цену услуги (работы) с учетом стоимости остающихся у исполнителя неиспользованных запасных частей и материалов, а также возвратить замененные (неисправные) узлы и детали».
Вряд ли девушка на «Пежо» захотела бы забирать неисправный агрегат, но «уменьшить цену услуги (работы) с учетом стоимости остающихся у исполнителя неиспользованных запасных частей и материалов» сервис был обязан. Но не стал…
О жадности страховых компаний ходят легенды. Но если бы вы смогли вникнуть лучше в работу автосервиса, узнали бы много интересного. Если вы пострадали в ДТП и у вас есть ОСАГО, вы имеете право на натуральное возмещение убытков – ремонт автомобиля на СТО. Те, кто делает это впервые, чаще всего попадаются на незнании законодательства: ремонт автомобиля для автовладельца действительно является бесплатным, но лишь в том случае, если он новый. В противном случае, на стоимость компенсации, которую получает сервис от страховой, влияет... «износ деталей». По закону он может достигать 50 процентов (раньше было еще хуже – до 80%).
Это означает, что за новую дверь, которую поставили на ваш 10-летний автомобиль в автосервисе по ОСАГО, 50% ее стоимости заплатите вы. Ну или 40%, если очень повезет… По новым правилам, которые вступят в силу в ближайшее время (для новых договоров ОСАГО), при натуральном возмещении по ОСАГО потерпевшему не придется доплачивать за износ запчастей, но пока эта норма остается действующей (страховая наверняка возьмет с вас подпись, которой вы подтвердите, что знали про износ). Другими словами, страховая заплатит СТО цену изношенной детали, а СТО возьмет с вас за установленную новую. В этом случае автосервису выгодно взять с вас больше, и он это сделает (по крайней мере, попытается, будьте уверены).
Вывод: законы в России пишут не для людей. Прежде всего в интересах государства и бизнеса; в нашем случае – страховщика и станции техобслуживания. Чтобы бодаться с нечестным бизнесом, есть автоюристы. Но и они вскоре станут историей.
Дилерские автоцентры этим не занимаются, а вот мелкие – да, бывает. Речь идет о хитроумной схеме с привлечением эвакуатора. Чаще всего начало пьесы происходит на АЗС, когда водитель на некоторое время оставляет свое авто. В этот момент к нему подходит малопримечательный товарищ, который незаметно для всех льет на выхлопную трубу моторное масло и так же незаметно исчезает. Водитель возвращается к машине, заводит двигатель и уезжает. Буквально сразу после этого к машине пристраивается… эвакуатор, водитель которого пытается обратить внимание водителя на то, что происходит с его авто, - что-то кричит, машет руками, тычет пальцем на заднюю часть машины.
Автовладелец паркует машину, выходит из нее, а ему навстречу уже бежит водитель эвакуатора. «Я вижу, у тебя из трубы сизый дым идет; решил предупредить, - начинает он разговор. – Да ты сам смотри: все в масле. С этим, брат, шутить нельзя. Надо срочно принимать меры, а то двигатель «стуканет» - кранты!»
Как же повезло водителю, что на ему на пути повстречался ангел-хранитель, который прекрасно осведомлен о хороших сервисах поблизости. Да еще и с эвакуатором. Дальше рассказывать или вы уже сами догадались о том, что будет дальше?
Правильно: затем будет эвакуация до СТО, переборка двигателя и серьезные расходы. Часто водитель начинает подозревать о подвохе раньше, чем его автомобиль разобрали на детали, и уезжает. Но везет не всем. В противном случае, схема бы не работала.
Необходимость лить масло на выхлопную трубу – это крайности. Чаще эвакуатор просто курсирует по дороге в поисках автомобилей на обочине – с включенной «аварийкой» и поднятым капотом. Вывод: если автомобиль встал, неизвестно откуда взявшегося помощника стоит поблагодарить (а вдруг он действительно хочет помочь?), но эвакуатор лучше вызвать самому и машину везти туда, где вы точно знаете, что ее «не обидят».