Что изменилось в системе техосмотра шесть лет назад? Право проверять автомобили на соответствие техническим нормам отобрали у ГИБДД и отдали его частным компаниям. Талон техосмотра был отменен, вместо него появилась диагностическая карта, которая стала обязательной для получения полиса ОСАГО в страховой компании. Все вроде бы правильно и логично. Вот только страховщики вместо того, чтобы контролировать операторов техосмотра, вошли с ними в долю… Если раньше водители покупали талон у ГИБДД, сегодня они покупают диагностическую карту у страховых компаний. Последние продают автовладельцу полис ОСАГО, а за диагностической картой просят подъехать через несколько дней. Некоторые подняли сервис на еще более высокий уровень – высылают диагностическую карту по почте.
Суть очередной реформы – обязать водителей проходить техосмотр. Для этого предполагается усилить контроль в этой области, ужесточив правила работы операторов. На текущем этапе Минэкономики запустило на сайте regulation.gov.ru процедуру оценки фактического воздействия (ОФВ) закона «О техосмотре транспортных средств». Как говорят чиновники, необходимость оценки действия закона о техосмотре появилась в силу особого значения сферы техосмотра для государства и общества. Процедура ОФВ позволит правительству оценить и скорректировать при необходимости недействующие или неэффективные нормы законов и постановлений.
Как сообщил «Коммерсант», о необходимости внесения изменений в закон о техосмотре в ГИБДД и страховом бизнесе говорят уже несколько лет. Надо что-то делать: все больше водителей техосмотр не делают (по некоторым данным, до 80%), а диагностическую карту покупают вместе с полисом ОСАГО. Рыночная экономика во всей ее красе… При этом число ДТП на дорогах из-за неисправных автомобилей выросло в 2017 году на 16,5%.
Покупка карты без прохождения техосмотра стала возможной в результате ряда проблем «правового и технического» характера. Одна из причин – слабо защищенная база данных АИС ТО (ею «рулит» МВД), в которой оседают все сведения о машинах, проходящих техосмотр. Еще менее защищенной выглядит сама диагностическая карта, бланк которой можно напечатать на принтере, - он не является документом строгой отчетности. Еще одна проблема – фиктивные операторы, у которых нет оборудования для проверки ТС, зато есть доступ к АИС ТО, полученный незаконно. Их бы найти и обезвредить, да вот у РСА, выступающего в качестве регулятора этого бизнеса, недостаточно прав, чтобы проверять их на постоянной основе.
Для нечистоплотных операторов в законодательстве предусмотрен штраф в размере от 100 до 300 тыс. рублей, но, как это водится, поймать их на продаже диагностических карт без техосмотра очень и очень сложно…
Изменения будут вноситься в закон о техосмотре, в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Для автомобилистов предполагается вернуть штраф за управление автомобилем, не прошедшим технический осмотр, - 800 рублей.
Чиновники хотят сделать так, чтобы операция прохождения техосмотра фиксировалась на видео и фото. Еще одно предполагаемое изменение – передача контроля над операторами государству в лице Ространснадзора. Содержанием базы данных АИС ТО будет заниматься РСА. Санкции за выдачу диагностических карт без проверки автомобиля будут усилены. Также предполагается ввести уголовное наказание за внесение в АИС ТО «недостоверных сведений».
В Минэкономики уже заявили, что данные поправки уже согласованы со всеми заинтересованными ведомствами, включая ГИБДД. В правительстве с законопроектом должны познакомиться до конца текущего года. Впрочем, его внесение в Госдуму может задержаться – та самая ОВФ, о которой было сказано выше, может привести к появлению новых обстоятельств и, соответственно, новых поправок в проект закона.
Судя по заявлениям чиновников, реформа техосмотра – дело ближайшего будущего. Но вот эксперты с ними не согласны. По их мнению, к реформе еще остается много вопросов.