Таким образом, трасса М-11 становится полноценным беспилотным транспортным коридором между двумя столицами. Грузовики будут двигаться полностью автономно без водителей, опираясь на цифровые данные дорожной инфраструктуры. Для контроля за движением и корректной работой автомобиля водитель будет находиться на пассажирском сидении.
Интересная деталь: ранее беспилотным автомобилям необходимо было съезжать с магистрали М-11 и объезжать Тверь по Южному обходу на трассе М-10. В этом случае, из-за ограничений скоростного режима и светофоров, на этом участке за рулем беспилотного грузовика обязательно должен был находиться водитель. Запуск движения в июле 2024 года по северному обходу Твери позволил перемещаться беспилотному грузовику по магистрали М-11 полностью автономно - без участия водителя.
Как рассказал генеральный директор компании «СофтТелематика» Дмитрий Казаринов, «цифровой двойник дороги» представляет собой точную цифровую копию магистрали М-11 и дорожной инфраструктуры. Он создан на базе технологии связи V2X (vehicle-to-everything – автомобиль, подключенный ко всему), которая позволяет беспилотным автомобилям и дороге обмениваться информацией в режиме реального времени о дорожной ситуации: трафике, метеоусловиях, дорожно-транспортных происшествиях, любых динамических изменениях и инцидентах на протяжении всей трассы.
Подключение к цифровому двойнику позволяет беспилотному автомобилю получать данные от «умной» дороги и «видеть» любые события, находящиеся за границами сенсорных систем автомобиля, дальность которых ограничена физической зоной видимости. Такое взаимодействие дорожной инфраструктуры и транспорта повысит безопасность движения и увеличит скорость движения «беспилотников», что в результате окажет положительное влияние на экономическую эффективность коммерческих беспилотных грузовых перевозок.
В настоящее время компания «СофтТелематика» разрабатывает цифровой двойник ЦКАД (планируется завершить его создание в 2024 году). Следующим этапом масштабирования проекта станет создание цифрового двойника для трассы М-12 «Восток».
Отработка технологии V2X при создании цифрового двойника автомагистрали М-11 проводилась при участии ФГУП «НАМИ». Тестирование включало более 15 различных сценариев, среди которых ДТП или резкое торможение транспортного средства по пути движения, плохие метеоусловия, человек, животное или посторонний предмет на дороге и другие события.
Развитие высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) и инфраструктуры для их движения реализуется в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры». Он предполагает единую сеть беспилотных логистических коридоров в России протяженностью около 20 тыс. км к 2030 году. Реализация проекта позволит в 10 раз увеличить долю России в перевозках на маршруте Китай – Европа, а также на 20% снизить аварийность на транспорте.
Фото: Телеграм-канал ОАО КамАЗ