За тридцать лет Группой ГАЗ выпущено более двух миллионов таких автомобилей. На сегодня «ГАЗель» (в различных модификациях) занимает около 60% российского рынка легких коммерческих автомобилей и включает в себя сразу несколько моделей: NN, NEXT, City, «Бизнес».
Почему «Газель» так популярна в России? Во-первых, она обеспечивают полный спектр легких коммерческих автомобилей для грузовых и пассажирских перевозок, малого и среднего бизнеса, строительства и коммунального хозяйства, фермерских хозяйств, медицинских, образовательных и социальных учреждений.
«ГАЗель» - надежный, рамный автомобиль, приспособленность к интенсивной эксплуатации - практичный, функциональный, обладающий лучшей стоимостью владения в своем классе.
30 лет назад рынок отлично принял новую модель прежде всего потому, что до этого такой класс комтранса (грузоподъемностью до 1,5 тонн) в стране практически отсутствовал.
К разработке новой «полуторки» на Горьковском автозаводе приступили в 1988 году. Первый опытный образец «ГАЗели» появился 1990 году, свой привычный образ будущая модель обрела спустя два года, а в августе 1993-го на Московском автосалоне состоялся дебют прототипа модели, ставшей затем бестселлером российского рынка коммерческих автомобилей.
20 июля 1994 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошла первая серийная «ГАЗель» – бортовой грузовик ГАЗ-3302.
К появлению новинки «приложили руку»: ведущий конструктор грузовых автомобилей Владимир Леонидович Четвериков, дизайнеры Станислав Витальевич Волков и Владимир Иванович Фузеев. Название новому автомобилю предложил заместитель главного конструктора Владимир Никитич Носаков. Большой вклад в создание автомобиля внес главный конструктор ГАЗа Юрий Владимирович Кудрявцев.
История не стояла на месте. Со временем появлялись новые модели и модификации популярной модели. В июне 1995 года был собран первый серийный полноприводный ГАЗ-33027, в декабре – цельнометаллический фургон ГАЗ-2705, в 1996 году начался выпуск микроавтобуса. В 2003 году был значительно модернизирован интерьер и внешний вид автомобиля, изменена компоновка подкапотного пространства, использована новая светотехника.
Важным этапом развития модели стал выпуск в 2010 году модернизированной «ГАЗели Бизнес». На этом этапе было внесено около 200 конструкторских и технологических изменений. Они позволили увеличить ресурс и предложить покупателям более выгодные условия гарантии. В том же году на автомобили начали устанавливаться дизельные и газобензиновые двигатели.
В 2013 году, когда стартовало серийное производство принципиально нового автомобиля – «ГАЗели NEXT». Среди технических особенностей новинки – независимая передняя подвеска, реечное рулевое управление, просторная кабина из оцинкованной стали, расширенная бортовая платформа. Гарантия на автомобиль была увеличена до трех лет.
Вслед за бортовой «ГАЗель NEXT» на рынке появились грузопассажирская версия с двухрядной кабиной и каркасный автобус, цельнометаллический фургон и новые микроавтобусы в нескольких модификациях, сотни вариантов специальной техники для различных видов бизнеса, экспортные версии машин. В 2019 году, в семействе появились грузовой фургон и микроавтобус со сверхдлинной колесной базой и увеличенной до 4,6 т полной массой.
В 2020 году на Горьковском заводе начали выпускать микроавтобус модель «ГАЗель City» вместимостью 22 человек. Автомобиль обладает функцией снижения высоты пола при подъезде к остановке за счет регулируемой пневмоподвески и широкой двойной дверью.
В мае 2021 года на Горьковском автозаводе стартовало серийное производство «ГАЗели NN». Это коммерческий автомобиль нового поколения, ознаменовавший переход от аналоговой к цифровой модели управления. Его системами теперь управляет электронный блок, который напрямую взаимодействует с тормозной и рулевой системами, освещением, звуковыми сигналами и т. д.
«ГАЗель NN» получила новый интерьер кабины, который включает подрессоренное водительское сиденье с регулировками по 18 направлениям, мультимедийную систему с 9-дюймовым экраном и принципиально новым интерфейсом. В списке оснащения появились бесключевой запуск двигателя, электронное управление стояночным тормозом, светодиодные фары.
В модельной линейке «ГАЗели» есть и собственный электромобиль - «ГАЗель e-NN». На единой электрической платформе выпускаются бортовые грузовики, микроавтобусы, фургоны и различные варианты специальной техники на их базе. В 2024 году стартовало производство первого в России низкопольного электрического микроавтобуса «ГАЗель е-City».
Сегодня семейство «ГАЗели» серийно оснащается пятью типами силовых агрегатов: бензиновым, дизельным, электрическим и двумя вариантами газобензиновых (использующих сжатый природный газ или сжиженный нефтяной газ).