О чем речь? О данных (а это, как выясняется, порядка 10 тыс. различных параметров), которые собирают все кому не лень с вашего автомобиля, начиная от его технических характеристик и заканчивая данными о собственниках. Так, автомобиль в течение жизни (его жизни) генерирует информацию, которая является весьма ценной. Сюда можно отнести историю его обслуживания, стиль вождения владельца, все случаи нарушения им ПДД и т.д. Предоставляя эту информацию дилерам, ГИБДД, потенциальным покупателям автомобиля его владелец даже не представляет, что отдает даром ценную и важную информацию. А ведь мог бы и продавать…
Нет, о продаже «больших данных» речи пока не идет. На данный момент рассматривается что-то в виде бартера. Вы мне инфо о вашей машине, а я вам — скидку на парковку, бензин по сниженным ценам, услуги дилера и т.д. Хотя обмен информации на деньги в НТИ «Автонет» также рассматривается.
С чего все началось? С разработки российской сервисной навигационно-телематической платформы «Автодата», которая формирует статистические и аналитические данные о колесных транспортных средствах, дорожной инфраструктуре и иную информацию в транспортной сфере, в т. ч. связанной с логистикой людей и вещей. Ее, как мы поняли, еще нет, но вскоре она появится.
Создание платформы позволит формировать тот самый массив «больших данных» автотранспортной сферы с момента выпуска автомобиля в обращение (его продажи дилером) до утилизации. В него (массив данных) будут входить данные о функционировании бортовых систем автомобиля, поведении водителя и взаимодействии с инфраструктурой, а также создаст цифровую среду для поддержки движения транспорта с различными степенями автоматизации по дорогам общего пользования.
Это похоже на фантастику. Оказывается, нет. При разработке платформы «Автодата» вопрос об определении собственника «больших данных» рассматривался с участием большого числа специалистов. И более половины высказались за то, что такая инициатива — наделение владельца авто правом собственника связанной с ним информации — допустима, полезна, справедлива. Короче, имеет право на жизнь...
Как сообщили в пресс-службе НТИ «Автонет», экспертное большинство склоняется к закреплению прав за владельцами автомобилей на информацию, ими (автомобилями) генерируемую.
«Сегодня при покупке авто мы по умолчанию даем согласие на обработку своих данных, не задумываясь, что это наша потенциальная собственность, - заявил президент НП «ГЛОНАСС», соруководитель рабочей группы НТИ «Автонет» Александр Гурко. - Такая инициатива позволит распоряжаться информацией по усмотрению водителей: делиться с автомобильными дилерами, получать привилегии и так далее».
И последнее. Кто такая эта НТИ «Автонет», чтобы генерить законодательные инициативы? В Конституции об этой структуре ничего не сказано. В Конституции нет, а в постановлении правительства N1184 от 29 сентября 2017 года – да. В этом документе говорится, что «рабочая группа Национальной технологической инициативы «Автонет» в целях совершенствования законодательства и устранения административных барьеров имеет право на подготовку законодательных инициатив». Серьезная контора, да…