Снижение, конечно, не катастрофическое, но достаточно серьезное, которое позволяет говорить о резком снижении числа «новых водителей», получивших право управлять автомобилем. И если по автолюбителям вопросов не возникает, снижение числа профессиональных водителей вызывает беспокойство – все чаще российских водил-профессионалов заменяют их коллеги из ближнего зарубежья.
Теперь о конкретных цифрах, опубликованных на сайте ГИБДД. Так, в 2017 году российской госавтоинспекцией выдано 1,33 млн водительских удостоверений. Из них 1,07 млн – это права категории «В» (легковые автомобили). Это значительно меньше, чем в предыдущие годы. Так, в 2016 году было выдано более 2 млн удостоверений, в 2015 году - 1,87 млн шт., в 2014 году - 2,4 млн шт. Наибольший прирост новых водителей отмечается в Москве, где в прошлом году было выдано 73,8 тыс. водительских удостоверений – на 12% меньше, чем в 2016 году.
Почему такое (снижение числа желающих получить права) происходит? Первое, что приходит на ум, - снижение общего числа людей, которым в прошлом году исполнилось 18 лет. Возможно, дефолт 1998 года сыграл свою роль: люди стали жить хуже, детей родилось меньше. Меньше стало тех, кто спустя 18 лет решил получить права…
Эксперты соглашаются: экономическая составляющая в представленной статистике присутствует, но связано это не с дефолтом 20-летней давности, а с текущим экономическим кризисом. Люди стали жить хуже – у них нет денег на обучение вождению. Но это все касается лишь автолюбителей-новичков, число которых в 2017 году снизилось на 9-10%. Но гораздо тревожнее выглядит тренд, связанный с резким сокращением числа водителей-профессионалов. Так, согласно статистике, число россиян, получивших права категории «С», уменьшилось с 124,6 тыс. в 2016 году до 106,4 тыс. в 2017-м, категории «D» - c 42,3 тыс. до 37,9 тыс. человек, категории «С1» - с 43,7 тыс. до 1,1 тыс. человек.
Как уже было сказано выше, снижение желающих водить грузовик в России связано с тем, что компании-перевозчики с большим удовольствием берут на работу гастарбайтеров из соседних стран – им можно платить меньше. Таким образом, идет активное вымывание российских водителей-профессионалов с рынка приезжими.