Речь, как вы уже поняли, идет о законопроекте «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Как сообщили в Минфине, где разрабатывали проект федерального закона, направлен «на индивидуализацию тарифов ОСАГО для конкретного страхователя и создает условия для перехода к регулированию, обеспечивающему условия для конкуренции страховщиков не только по цене, но и по неценовым факторам».
В Минфине отмечают, что существующее тарифообразование в ОСАГО не всегда позволяет установить справедливую стоимость для потребителя с учетом его индивидуальных особенностей. Зачастую аккуратные водители и лихачи платят за полис ОСАГО одинаковую сумму. Это несправедливо.
Проект, разработанный Минфином, предлагает предоставить страховщикам право самостоятельно определять тариф в пределах установленного Банком России коридора. При расчете стоимости «автогражданки» страховые компании будут учитывать характеристики вождения и наличие у водителя неоднократных наказаний за нарушения ПДД. Предполагается введение учета истории вождения каждого водителя — наличие у него, а также количество страховых выплат при ДТП.
Но и это еще не все. С 1 октября 2020 года предполагается отмена коэффициента мощности при расчете стоимости полиса ОСАГО, а с января 2020 года — территориального коэффициента. Также с 1 января 2020 года предусматривается увеличение страховой суммы за вред жизни и здоровью с 500 тысяч до 2 миллионов рублей.
Новые нормы — очередной этап, направленный, как уже было сказано, на либерализацию ОСАГО. Первый этап реформы стартовал в январе этого года. С этого периода тарифный коридор (базовая ставка, на основе которой рассчитывается итоговая стоимость), расширен на 20% вверх и вниз от базовой цены (его рамки теперь находятся в пределах 2,746-4,942 тысячи рублей). Также появились дополнительные ступени в расчете коэффициента возраст-стаж. С 1 апреля вступили в силу изменения в расчете коэффициента аварийности бонус-малус.
Автомобилистов интересует, что будет с ценами на ОСАГО после того, как будут реализованы все этапы реформы ОСАГО. Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что после либерализации тарифов цены на «автогражданку» в России должны снизиться, как это произошло в большинстве стран, где была проведена схожая реформа.
«Я полагаю, что в России динамика будет аналогичной, - заявил эксперт. - В конечном итоге целью реформы и является создание более комфортной среды для водителей, одной из наиболее важных составляющих которой является цена. Какое-то время страховые компании будут настраивать тарифы, играть ценами, но в итоге конкурентная среда заставит их бороться за клиентов и снижать стоимость».