Добрался ли он до места и как вызволял из грязи арендованную машину, нам неведомо. Известно только, что каршеринговая компания выставила Евгению штраф.
- На каком основании? — спрашиваю.
- На том основании, что я нарушил пункт договора. В нем говорится, что я (арендатор) не имею право пользоваться арендованным автомобилем на «дорогах, которые не отвечают требованиям, указанных в определении «дорога» в ПДД».
Само собой, платить 50 тысяч Евгений не хочет. Спрашивает: стоит ли «бодаться» с каршерингом в надежде на полное снятие наказания или придется идти в суд?
- А ты не согласен с таким решением?
- Абсолютно не согласен. Есть дорога, я по ней еду. Я же не виноват, что она находится в таком состоянии…
Как мне кажется, каршеринг своего отношения не изменит. И если Евгений хочет добиться справедливости (по его мнению), ему следует сразу идти в суд.
Главным критерием в споре является признание (или непризнание), что дорога, по которой двигался каршеринговый автомобиль, действительно является дорогой. Если окажется, что колея в поле не зарегистрирована (не поставлена на государственный кадастровый учет), судиться бесполезно. Тем более, что именно на Евгения будет возложена обязанность доказать свою правоту.
Арендатор обязался не ездить на каршеринге «по полям, по лугам». Неисполнение обязательств — штраф. Все законно!
Единственный возможный вариант: требовать не отмены штрафа, а уменьшения его размера в случае, если он (размер штрафа) явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ).
Машина цела? Цела: ни одной новой царапины. 50 тысяч — это перебор.
Если суд признает, что размер штрафа чрезмерен (с учетом отсутствия убытков компании и повреждения арендованного имущества), он вправе уменьшить размер штрафа до соразмерного.