Если требования закона не выполняются, автовладелец вправе потребовать от производителя компенсации. Из-за дефицита комплектующих, вызванного санкциями и сбоями в логистике, автоконцерны и дилеры опасаются банкротств из-за неустоек, которые они обязаны выплачивать. При этом выплаты иногда превышают стоимость самой машины.
В правительстве с пониманием восприняли «стоны» автопроизводителей и в начале сентября передали в Минпромторг и Роспотребнадзор предложение Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) ввести девятимесячный мораторий на применение отдельных положений закона «О защите прав потребителей».
Что говорит закон? Если автопроизводитель не устранил заводской брак (недостаток) по гарантии в течение 45 дней, потребитель имеет право расторгнуть договор купли-продажи с дилером и вернуть деньги или заменить товар, или уменьшить его цену. При этом за каждый день просрочки гарантийного ремонта начисляется пеня в 1% от стоимости товара (365% годовых).
Аналогичные затраты производители, согласно закону, могут понести в случае, если автомобиль находился в ремонте более 30 дней в каждом гарантийном году из-за устранения различных недостатков.
Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на АЕБ, в случае годовой задержки ремонта автомобиля стоимостью 3,5 млн рублей неустойка составит 6,4 млн рублей, а с учетом штрафа — 10,5 млн рублей. Нести такие убытки автопроизводители не хотят и не могут. Ситуация может привести к банкротству производителей и дилеров. А в этом случае потребителям тоже будет плохо: они просто не смогут восстановить свои права.
В Роспотребнадзоре сообщили, что ничего не знают о предложениях АЕБ, вместе с тем, считают их неприемлемыми. По мнению надзорного ведомства ввод моратория приведет к массовому отказу от ремонтов транспортных средств, снижению качества клиентского сервиса и непрогнозируемому затягиванию сроков ремонта. В Роспотребнадзоре считают, что «в рамках действующего законодательства имеется достаточно правовых инструментов для урегулирования ситуаций, связанных с невозможностью исполнения автоконцернами своих обязательств перед клиентами при наступлении определенных событий, на которые ни одна из сторон не может повлиять».