А началось все с предложения группы депутатов Госдумы из фракции ЛДПР, которые призвали власти отказаться от практики штрафовать водителей, превышающих среднюю скорость. Как сообщили «Известия», кабмин раскритиковал законопроект, запрещающий штрафовать водителей на основе расчетов автоматических комплексов, фиксирующих среднюю скорость машин на отрезке дороги.
О чем речь? Представьте себе такую ситуацию: на столбе установлена камера, которая фиксирует мгновенное превышение скорости в определенной точке (на маленьком отрезке дороги). А если водитель только перед камерой снизил скорость до 60-ти, а весь остальной участок дороги пролетел на скорости в 200 км/ч? Непорядок! Один вариант – вешать камеры через каждые 100 метров; другой – установить только две камеры: в начале прямого участка дороги и в конце него. Обе камеры соединены в единую цепь и выдают данные, на основании которых можно посчитать, за какое время автомобиль преодолел расстояние между ними. Далее специальная программа рассчитывает среднюю скорость на участке и, если она выше допустимой, фиксирует это как нарушение ПДД.
Депутаты посчитали такой вариант расчета скорости движения незаконным и решили законодательно запретить его применения, подготовив соответствующий законопроект. Нго тут «в позу» встало правительство… В кабмине убеждены в обоснованности применения комплексов и программ такого типа. Даже если парламентарии настаивают: нельзя наказывать водителей за «среднюю скорость» - этого понятия нет в ПДД.
Система фиксации нарушений на основании расчета «средней скорости» уже успешно работает в некоторых регионах России, в том числе в Кировской области и Татарстане. Информация с камер, стоящих на разных концах выбранного участка, поступает на специальный сервер, где производится соответствующий расчет. Если автомобиль преодолел расстояние между камерами быстрее, чем это допускается, ему посылают «письмо счастья».
Депутаты предложили закрепить в КоАП норму, исключающую из списка доказательств нарушений расчет средней скорости движения на отрезке пути. По их мнению, нужно фиксировать нарушение в конкретном месте и в конкретное время, то есть мгновенную, а не расчетную скорость.
В правительстве с этими аргументами не согласились. Там напомнили, что нарушать нельзя как в каждый конкретный момент времени, так и на протяжении всего периода движения. И в этом случае доказательствами нарушения могут быть «любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо… устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица».
В отзыве на законопроект сказано: данные, полученные с применением сертифицированных технических средств, признаются доказательствами по делу. Отзыв правительства – отрицательный.